|
10.08.20/18:26 Fitch подтвердило рейтинги России на уровне "BBB", прогноз "Стабильный"
Fitch Ratings 07 августа 2020 года подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента ("РДЭ") России в иностранной валюте на уровне "ВВB" со "Стабильным" прогнозом.
РДЭ России "BBB", с одной стороны, учитывают надёжную и последовательную проводимую политику и хороший государственный и внешний балансы, подкрепляемые хорошей позицией в плане чистых суверенных иностранных активов и низким государственным долгом, а с другой стороны, низкие перспективы роста, высокую зависимость от сырьевого сектора и слабые индикаторы качества управления в сравнении с сопоставимыми эмитентами.
"Стабильный" прогноз по рейтингам отражает мнение Fitch, что меры, принимаемые Россией в ответ на беспрецедентный шок, вызванный пандемией COVID-19, и очень высокую волатильность нефтяных цен будут способствовать закреплению позитивных изменений в плане макроэкономической стабильности и сохранению уровня суверенного баланса. Кроме того, чёткая нацеленность на инфляционное таргетирование, гибкость обменного курса и взвешенная фискальная стратегия подкрепляют повысившуюся устойчивость России к шокам и снижают влияние волатильности нефтяных цен на экономику.
По прогнозам Fitch, российская экономика сократится на 5,2% в 2020 г. ввиду влияния пандемии COVID-19 и мер по ее сдерживанию на внутренний спрос и экспорт. Сокращение добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, вероятно, срежет рост примерно на 1 п.п. в 2020 г. Мы ожидаем, что рост восстановится до уровня в 3,6% в 2021 г. и 2,5% в 2022 г. согласно нашему базовому сценарию, что будет подкрепляться смягчением монетарной политики и осуществлением общенационального плана по восстановлению экономики страны, призванного поддержать восстановление доходов, занятости населения и инвестиций, а также секторы экономики, затронутые пандемией. Более слабый глобальный рост и/или сильная новая волна коронавируса представляют собой негативные риски в ближайшей перспективе.
По прогнозам Fitch, дефицит федерального бюджета России составит 5,1% от ВВП в 2020 г. по сравнению с профицитом в 1,8% в 2019 г., отражая более слабые цены на нефть (средняя цена нефти Brent на уровне 35 долл./барр. в 2020 г.) и сокращение добычи, снижающее нефтяные доходы, а также более слабые налоговые поступления и антикризисные бюджетные меры правительства, которые, по оценкам, составят 3% от ВВП в 2020 г. Ослабление доходов местных и региональных органов власти увеличит дефицит бюджета расширенного правительства до 6,0% в 2020 г., что немного ниже прогнозируемого уровня дефицита в 6,5% для медианы "BBB".
Правительство временно ослабит принятое в 2017 г. бюджетное правило в 2020-2021 гг., и в результате первичные расходы превысят верхний предельный уровень, определяемый исходя из базовой цены на нефть (42,4 долл. в 2020 г. и 43,4 долл. в 2021 г.) и ненефтяных доходов. Fitch предполагает, что Россия вернется к целевому уровню структурного первичного дефицита в 0,5% от ВВП к 2022 г. Исходя из этого мы ожидаем снижения дефицита федерального бюджета до 3,2% от ВВП (дефицита бюджета расширенного правительства до 3,8%) в 2021 г. и до 0,8% (дефицита бюджета расширенного правительства до 1,1%) в 2022 г., что будет отражать постепенное восстановление нефтяных и ненефтяных доходов, а также постепенную отмену мер стимулирования.
История бюджетной консолидации и уже объявленные правительством меры в области доходов, такие как повышение ставки подоходного налога для физических лиц с высоким уровнем доходов с целью частичной компенсации увеличения расходов, обеспечивают уверенность в том, что правительство сохранит взвешенный подход к планированию бюджета в рамках бюджетного правила.
Россия будет обеспечивать увеличившиеся потребности в финансировании, используя внутренний рынок (чистые внутренние заимствования в 3,5% от ВВП), депозиты в результате нереализованных расходов (0,8% от ВВП) и трансферты из "Фонда национального благосостояния" ("ФНБ"; 0,8% от ВВП). Местные и региональные органы власти будут финансировать бюджетные дефициты за счёт сочетания заимствований внутри страны и использования депозитов. По ожиданиям Fitch, ликвидные активы ФНБ останутся на уровне свыше 7,0% от ВВП в 2020 г., и государство также имеет депозиты в размере 6,6% от ВВП. Санкции со стороны США в настоящее время сдерживают возможности российского государства по выпуску долговых обязательств в долларах США, но Россия отмечала, что может вновь выйти на международные рынки для привлечения заимствований в евро в 2020-2021 гг.
Долг расширенного правительства, по прогнозам, увеличится до 18,5% от ВВП в 2020 г. (долг федерального правительства до 15,8%), что будет представлять собой повышение относительно 14,6% в 2019 г., но останется самым низким в рейтинговой категории "BBB" (прогнозируемая медиана в 52,0% от ВВП). Прогнозируемая бюджетная консолидация, ограниченная подверженность валютным рискам и более низкая стоимость финансирования будут стабилизировать долг на уровне около 20,0% от ВВП (федеральный на уровне 17,2% от ВВП) к 2022 г.
Инфляционные риски остаются низкими с учетом ожидаемых вялых темпов восстановления и ограниченного влияния на цены со стороны ослабления рубля. По нашим прогнозам, инфляция в среднем составит 3,1% в 2020 г., а затем увеличится до 3,8% к концу 2022 г., что всё еще ниже целевого уровня инфляции в 4,0%, но по-прежнему выше прогнозной медианы для "BBB". После паузы в марте центральный банк возобновил цикл смягчения, начавшийся в июне 2019 г., и снизил ставку рефинансирования до исторического минимума в 4,25% в июле. Возможно некоторое дополнительное смягчение с учетом благоприятной на текущий момент ситуации в плане внешнего и внутреннего инфляционного давления.
Корреляция российского рубля с нефтяными ценами ослабла, и гибкость обменного курса поддерживает способность России абсорбировать внешние шоки, что было продемонстрировано в марте-апреле, когда нефтяные цены упали до уровней конца 1990-х годов. Применение бюджетного правила путем аккумулирования нефтяных сверхдоходов (выше 40 долл./барр. по нефтяным ценам 2017 года) предотвращало повышение реального эффективного обменного курса, когда цены были высокими, и обеспечивало механизм продажи иностранной валюты, когда цены опускались ниже установленного уровня. Продажи иностранной валюты в 1 пол. 2020 г. в сумме составили 11,6 млрд. долл., включая дополнительные продажи валюты центральным банком в рамках сделки по покупке государством Сбербанка России.
Международные резервы составили 591 млрд. долл. на конец июля, повысившись по сравнению с 554 млрд. долл. на конец 2019 г., что отражает укрепление цен на золото (22% от валовых резервов) и устойчивый профицит счета текущих операций. Мы ожидаем, что резервы составят 570 млрд. долл. к концу 2020 г., покрывая почти 18 месяцев текущих платежей в иностранной валюте в сравнении с прогнозируемыми 8,8 месяцев для медианы "BBB", и достигнут 586 млрд. долл. (15,3 мес. текущих платежей в иностранной валюте) к 2022 г., поддерживаемые сохраняющимся профицитом счета текущих операций, который увеличится до 1,9% от ВВП.
Позиция России как внешнего нетто-кредитора продолжит укрепляться до 41,6% от ВВП в 2020 г., и чистые суверенные иностранные активы увеличатся до 33,3% от ВВП и будут на уровне, близком к 29,0%, к 2022 г. Гибкость в плане привлечения внешнего финансирования сдерживается санкциями, которые ограничивают доступ государства на рынок долларовых облигаций и возможности привлечения внешнего финансирования для государственных компаний, находящихся под санкциями.
Российский банковский сектор вошел в кризис с улучшившимся запасом капитала (показатель достаточности общего капитала в 14,4% на конец мая, без учёта банка плохих долгов под управлением Центрального банка России), более низким внешним долгом, снизившимися системными рисками в результате проведенной регулятором расчистки сектора и усовершенствованным регулированием. Банковский сектор не испытывал давления на ликвидность во 2 кв. 2020 г., и центральный банк предоставил временные регулятивные послабления, что давало банкам возможность справляться с негативным влиянием текущего шока при сохранении доступности средств кредитования. Мы ожидаем, что качество активов ослабнет относительно текущих уровней (неработающие кредиты были на уровне 9,8% в мае при покрытии резервами на кредитные потери на уровне 95%), поскольку процесс реструктуризации кредитов населению и корпоративных кредитов (на конец июля оценочно 9%-10%), вероятно, находится на ранних стадиях и поскольку меры государственной поддержки будут постепенно отменяться.
Санкционные риски остаются высокими, в особенности по мере приближения электорального цикла в США. Санкционное давление со стороны США в самое последнее время было направлено на то, чтобы препятствовать завершению газопровода Северный поток-2, но в Конгрессе США остаётся санкционное законодательство, которое также может быть нацелено на иностранные инвестиции в суверенный долг в национальной валюте, на финансовые организации, которые предположительно вовлечены во вмешательство в выборы, а также на российский нефтегазовый сектор. Конкретные сроки, форма и фактическое применение законодательства о дальнейших санкциях остаются неопределенными. Вместе с тем агентство не считает, что санкции США, препятствующие обслуживанию существующего суверенного долга, являются вероятными. Наш базовый сценарий также не предполагает санкции, запрещающие российским банкам проводить операции в долларах США.
Российские избиратели 1 июля одобрили поправки к Конституции (данная процедура была инициирована Президентом Владимиром Путиным в начале 2020 г.). В результате обнуления президентских сроков президент Путин теперь может выставлять свою кандидатуру потенциально еще на два срока начиная с 2024 г. Хотя это может снять политическую неопределённость в краткосрочной перспективе, продолжение централизации власти у Президента Путина повышает "риск ухода ключевого лица" и может усилить сложности, связанные с устранением более общих недостатков институциональной среды, которые сказываются на росте и обусловили увеличение социального активизма и готовности к протестам.
Fitch не ожидает изменения направления и основных составляющих укрепившейся экономической политики России. По мнению Fitch, прогресс с проведением программы реформ для повышения перспектив роста (ключевая слабая сторона в сравнении с сопоставимыми эмитентами с рейтингами "BBB") по-прежнему зависит от устранения структурных факторов, сдерживающих рост, например обеспокоенности частного сектора в отношении таможенной сферы, судебной системы и прав собственности, при одновременном своевременном и эффективном осуществлении инвестиционных проектов и привлечении негосударственного финансирования.
Экологические, социальные и управленческие факторы (ESG) – качество управления: Россия имеет скоринговые баллы оценки релевантности ESG "5" по параметрам "Политическая стабильность и политические права" и "Верховенство закона, качество институтов и регулирования и контроль над коррупцией", как и в случае всех суверенных эмитентов. Эти скоринговые баллы отражают высокий вес Индикаторов качества управления Всемирного банка в суверенной рейтинговой модели агентства.
Россия имеет низкий рэнкинг по Индикаторам качества управления Всемирного банка в 29-ом процентиле, что отражает относительно слабую оценку прав участия в политическом процессе, слабую оценку институционального потенциала, неравномерное применение верховенства закона и высокий уровень коррупции.
Согласно суверенной рейтинговой модели Fitch, Россия имеет скоринговый балл, эквивалентный рейтингу "BBB" по шкале долгосрочных РДЭ в иностранной валюте. В то же время, в соответствии с нашей рейтинговой методологией, рейтинговый комитет принял решение не принимать данный результат как отправную точку для своего анализа, поскольку результат суверенной рейтинговой модели изменился с "BBB+" на "BBB", но, по нашему мнению, данное ухудшение является временным.
Приняв результат модели за "BBB+", комитет агентства по суверенному рейтингу скорректировал его для получения окончательного долгосрочного РДЭ в иностранной валюте, применив качественные факторы в сравнении с сопоставимыми эмитентами, следующим образом:
- Структурные характеристики -1 уровень, чтобы учесть геополитическую напряженность, влияние существующих санкций и вероятность новых санкций, что может сдерживать гибкость суверенного эмитента в плане привлечения финансирования и доступ частного сектора к международному финансированию, а также может оказать негативное влияние на макроэкономическую стабильность, деловую среду и перспективы роста.
Суверенная рейтинговая модель Fitch – это собственная рейтинговая модель агентства с множественной регрессией, которая использует 18 переменных, исходя из трехлетних центрированных средних значений, включая прогнозы на 1 год, для получения скорингового балла, эквивалентного долгосрочному РДЭ в иностранной валюте. Перспективный учет агентством качественных факторов предназначен позволить скорректировать результат, полученный с использованием суверенной рейтинговой модели, для присвоения финального рейтинга и отражает факторы в рамках наших критериев, которые не могут быть в полной мере выражены в количественном виде и/или не отражены в полном объеме в суверенной рейтинговой модели.
Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к позитивному рейтинговому действию/повышению рейтинга:
-Макроэкономика: более высокий и устойчивый рост реального ВВП выше, чем у сопоставимых эмитентов, например, в результате осуществления стратегии реформ для устранения структурных факторов, препятствующих росту, при поддержании улучшившейся макроэкономической стабильности.
-Структурные факторы: улучшение структурных индикаторов, например, в плане стандартов управления, включая верховенство закона, право голоса и подотчетность, а также контроль над коррупцией.
-Государственные финансы: существенное дополнительное укрепление фискальных буферов и буферов внешних накоплений относительно текущих прогнозов агентства, например, в результате устойчиво высоких цен на нефть и незапланированных доходов.
Основные факторы, которые в отдельности или вместе могут привести к негативному рейтинговому действию/понижению рейтинга:
-Макроэкономика: изменения в проводимой политике, которые бы негативно сказались на надежности проводимой политики или усилили бы негативное влияние на экономику волатильности цен на нефть, например в ответ на продолжительный период ослабления экономики в связи с пандемией COVID-19.
-Структурные факторы: введение дополнительных санкций, что сказалось бы на макроэкономической и финансовой стабильности или помешало бы проведению платежей по обслуживанию долга.
-Государственные финансы: снижение суверенного баланса на продолжительной основе, в том числе обусловленное материализацией условных обязательств со стороны крупного госсектора.
Кредитные рейтинги по международной шкале для суверенных эмитентов, эмитентов в секторе государственных финансов и инфраструктурном секторе имеют благоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в положительном направлении), предполагающий повышение рейтингов на три ступени в течение трехлетнего рейтингового горизонта, и неблагоприятный рейтинговый сценарий (определяемый как 99-й процентиль изменений рейтингов в отрицательном направлении), предполагающий понижение рейтингов на три ступени в течение трех лет. Полный диапазон кредитных рейтингов для благоприятного и неблагоприятного сценариев для всех рейтинговых категорий находится в пределах от "AAA" до "D". Кредитные рейтинги в рамках благоприятного и неблагоприятного сценариев основаны на исторических показателях.
Fitch исходит из сохранения санкций ЕС и США в течение длительного времени.
Fitch ожидает, что мировая экономика испытает глубокую рецессию в 2020 г. ввиду пандемии коронавируса, исходя из "Глобального экономического прогноза", опубликованного 29 июня. Риски для прогнозов Fitch в значительной мере зависят от траектории пандемии, и существует вероятность их роста.
Fitch в настоящее время прогнозирует, что цена на нефть Brent будет в среднем составлять 35 долл./барр. в 2020 г., 45 долл./барр. в 2021 г. и 53 долл./барр. в 2022 г.
Россия имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG "5" по параметру "Политическая стабильность и политические права", поскольку индикаторы качества управления Всемирного банка имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели Fitch и являются в высокой степени релевантными для рейтинга и ключевым рейтинговым фактором с высоким весом.
Россия имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG "5" по параметру "Верховенство закона, качество институтов и регулирования и контроль над коррупцией", поскольку индикаторы Всемирного банка имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели Fitch и в случае России сказываются на оценке деловой среды; это в высокой степени релевантно для рейтинга и является ключевым рейтинговым фактором с высоким весом.
Россия имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG "4" по параметру "Гражданские права и политические свободы", поскольку сильная социальная стабильность и право голоса и подотчетность отражаются в индикаторах качества управления Всемирного банка, которые имеют наиболее высокий вес в суверенной рейтинговой модели. Они являются релевантными для рейтинга и рейтинговым фактором.
Россия имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG "4" по параметру "Международные отношения и торговля", поскольку геополитическая напряженность и повышенный риск санкций являются релевантными для рейтинга и рейтинговым фактором.
Россия имеет скоринговый балл оценки релевантности ESG "4" по параметру "Права кредиторов", поскольку готовность обслуживать и погашать долг является релевантной для рейтинга и рейтинговым фактором для России, как и для всех суверенных эмитентов.
Если не указано иначе в данном разделе, самый высокий уровень оценки релевантности ESG соответствует скоринговому баллу 3 – экологические, социальные и управленческие факторы являются нейтральными для кредитоспособности эмитента или оказывают лишь минимальное влияние на его кредитоспособность либо ввиду характера этих факторов, либо ввиду того, как эмитент управляет этими факторами. Источник: Соб.инф.
|
|