|
26.06.20/16:12 Fitch Ratings: временное ослабление бюджетного правила в России не скажется на макростабильности
Fitch Ratings в своем новом отчёте отмечает, что вероятное временное ослабление бюджетного правила в России как одна из ответных мер на кризис, вызванный коронавирусом, как ожидается, не скажется на достигнутом за последнее время прогрессе в части улучшения макроэкономической стабильности и снижения зависимости от нефти. Временное повышение верхнего предельного уровня первичных расходов является вероятным, но мы на текущий момент не ожидаем дополнительных изменений или приостановки действия бюджетного правила.
Применяемое в настоящее время бюджетное правило является более эффективным по сравнению с предыдущими в плане отвязывания экономического роста и государственных финансов в России от колебаний нефтяных цен. Оно помогло поддержать улучшение комплекса мер в рамках проводимой политики, включая гибкость обменного курса и четкую нацеленность на инфляционное таргетирование, и способствовало повышению устойчивости России к шокам по сравнению с ситуацией падения цен на нефть в 2014/2015 гг. Проведение более надежной и последовательной политики, обусловившее улучшение макроэкономической стабильности, наряду с более сильным суверенным балансом также способствовало повышению агентством рейтинга России до уровня "BBB"/прогноз "Стабильный" в августе 2019 г. (подтверждены в феврале 2020 г.).
Меры в России в ответ на пандемию коронавируса включают понижение процентной ставки, в том числе проведенное 19 июня снижение на 100 б.п. до рекордно низкого уровня в 4,5% с момента введения инфляционного таргетирования в 2014 г., и умеренные бюджетные меры, на уровне 2,9% от ВВП, включая гарантии. Это согласуется с нашим мнением, что бюджетные установки останутся консервативными с целью сохранения фискальных буферов, макроэкономической стабильности и доверия рынка.
Принятое в 2017 г. бюджетное правило основывается на допущении в отношении базовой цены на нефть. Когда цены превышают это допущение, нефтегазовые сверхдоходы направляются в Фонд национального благосостояния ("ФНБ"). Если нефтяные цены опускаются ниже этого допущения, правительство может использовать средства ФНБ для покрытия дефицита доходов (использование средств ограничивается, если ликвидные активы Фонда снижаются до уровня менее 5% от ВВП). Допущение по базовой цене на нефть на 2020 г. было принято на уровне 42 долл./барр. (прогноз Fitch: 35 долл./барр.).
Тем не менее, в результате экономического влияния коронавируса и шоков по ценам на нефть (Fitch прогнозирует сокращение реального ВВП на 5% в 2020 г.) мы ожидаем дополнительных заимствований, чтобы компенсировать потерю ненефтяных доходов и поддержать антикризисные расходы. Мы полагаем, что это приведет к увеличению структурного первичного дефицита в 2020 г. до 1,9% от ВВП, что выше уровня 0,5% от ВВП, предусмотренного в бюджетном правиле. В результате эмиссия суверенного долга в 2020 г. может увеличиться на 1,5 трлн. руб.
Это не приведет к существенному ослаблению суверенного баланса. Прогнозируемый дефицит бюджета расширенного правительства в России на уровне 5,5% и 3,3% от ВВП в 2020 и 2021 гг., соответственно, будет близким к сопоставимым эмитентам с рейтингами в категории "BBB". Долг расширенного правительства увеличится, но останется одним из самых низких в рейтинговой категории "BBB", на уровне 18,7% от ВВП в 2020 г. и 20,3% в 2021 г. По нашим прогнозам, ликвидные активы ФНБ будут на уровне 7,2% от ВВП на конец 2020 г.
Fitch не считает, что это скажется в целом на последовательности проводимой политики и снижении зависимости бюджетных счетов от цен на нефть. Мы полагаем, что Россия вернется к своему целевому структурному бюджетному показателю в 0,5% от ВВП в 2022 г., и представители государства отмечали, что стремятся избежать быстрого увеличения долга, что могло бы ослабить профиль погашения и увеличить стоимость финансирования.
В то же время в прошлом в бюджетное правило вносились корректировки (первичный структурный дефицит в 0,5% заменил целевой уровень по первичному балансу, чтобы позволить осуществлять инфраструктурные расходы). Мы не ожидаем дополнительных изменений, таких как увеличение базовой бюджетной цены на нефть, но, если они произойдут, то, по мнению агентства, значимость правила как "якорного" ориентира может быть ослаблена, что может снизить доверие к проводимой политике. Источник: Соб.инф.
|
|