Чем этот глобальный кризис отличается от глобального финансового кризиса 2007–2009 годов?
Началу самых масштабных кризисов XXI века – как финансовых, так и экономических – предшествовали или проблемы на финансовых рынках (глобальный финансовый кризис), или другие структурные проблемы в экономике (европейский долговой кризис). В этом отношении кризис 2020 года, вызванный пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, можно назвать беспрецедентным.
В то же время влияние текущей ситуации на мировой финансовый рынок частично схоже с тем, которое мы наблюдали в 2007–2009 годах. В периоды кризисных явлений инвесторы в основном отдают предпочтение высококачественным ("бегство в качество") и/или высоколиквидным ("бегство в ликвидность") активам. Сегодня, как и во время глобального финансового кризиса, действительно наблюдаются снижение доходности по суверенным облигациям с высоким кредитным рейтингом, увеличение спроса на наличные средства и твердые валюты, снижение фондовых индексов, рост цен на золото. Кроме того, происходит переток инвесторов из более рисковых ценных бумаг развивающихся рынков в менее рисковые ценные бумаги развитых стран.
На данной стадии основное отличие текущего кризиса от глобального кризиса 2007–2009 годов заключается в том, что огромные разрывы в цепочках платежей в реальной экономике и высокая волатильность цен на ключевые сырьевые товары пока не привели к банковским кризисам. Важным отличием также является в целом более устойчивое финансовое состояние мировой банковской системы, обусловленное значительным повышением капитализации и регуляторными ограничениями, не позволяющими банкам принимать большие риски. На сегодняшний день кризиса ликвидности у банков не наблюдается. Стоит отметить, что в условиях карантина и приостановки производств, государства разных стран активно поддерживают свое население и компании. Так, многие центральные банки смягчили условия предоставления кредитов посредством ослабления порядка расчета обязательных нормативов и "залили" банки ликвидностью. Такие меры, по нашему мнению, могут помочь снизить возможное давление на банковский сектор в случае неспособности заёмщиков обслуживать свои обязательства из-за падения спроса на производимые товары и услуги и снижения зарплат.
Текущая ситуация в России в этом отношении не слишком отличается от глобальной: экономическая активность снижается, а нестабильность на финансовых рынках и волатильность цен на основные сырьевые товары способствуют росту уровня финансового стресса. Аналогичная ситуация наблюдается во многих других странах, например в США. При этом уровень финансового стресса в обеих странах на текущий момент не превысил значений 2008–2009 годов, что во многом объясняется отсутствием банковских кризисов.
АКРА на ежедневной основе рассчитывает
"индекс финансового стресса ACRA FSI"), который призван оценить близость российской финансовой системы к состоянию кризиса. 9 марта 2020 года индекс преодолел критическую отметку в 2,5 п. Как правило, это говорит о повышенной вероятности начала финансового кризиса (далее по тексту момент пересечения границы (2,5 п.) считается началом финансового кризиса). Кроме того, рост индекса, как показывает опыт наблюдений, часто предшествовал возникновению проблем в реальном секторе экономики. 20 апреля значение ACRA FSI вернулось к уровню немного ниже 2,5 п., однако говорить о стабилизации ситуации пока рано.
Как рассчитывается индекс финансового стресса для России (ACRA FSI)?
Для расчета ACRA FSI используются как экономические (инфляция, курс, цены на нефть и т. д.), так и финансовые (ставки по корпоративным облигациям, ставки денежного рынка, индексы фондового рынка и др.) показатели. На их основе рассчитаны 12 индикаторов, увеличение которых говорит о росте уровня финансового стресса. Индекс является взвешенной суммой этих индикаторов. В настоящий момент индекс ACRA FSI нормирован таким образом, что его значения варьируются от 0 до 10 п., однако в будущем они могут выйти за пределы указанного диапазона.
Какой из кризисов был наиболее стрессовым для российской финансовой системы?
Ответить на этот вопрос позволяет сравнение пиковых величин индекса ACRA FSI. Можно сказать, что на текущий момент ситуация гораздо менее стрессовая, чем во время кризиса 2008–2009 годов, а также кризиса 2014–2015 годов, который имел локальный, а не глобальный характер, в отличие от двух вышеуказанных. Наиболее глубоким стал кризис 2008–2009 годов – в этот период индекс ACRA FSI достиг своего максимального значения в 10 п. Он также был и самым продолжительным: после начала финансового кризиса в сентябре 2008 года значения индекса ACRA FSI превышали критическую отметку в 2,5 п. на протяжении более девяти месяцев. Следующий кризис, согласно динамике ACRA FSI, начался в декабре 2014 года и продолжался четыре месяца. Величина текущего скачка индекса пока меньше, чем во время двух предыдущих кризисов. Это отчасти объясняется тем, что замедление экономической активности пока не оказало существенного негативного влияния на российский банковский сектор.