Когда китайский вирус SARS-CoV-2 вырвался за пределы Китая и поразил все страны мира, власти этих стран приняли меры карантинного характера различной степени жёсткости. Очень быстро стало понятно, что эти меры убивают экономику. Предприятия останавливаются, граждан в лучшем случае отправляют в неоплачиваемый отпуск, или вообще увольняют. Перестав получать зарплату, граждане перестают покупать что-либо. Что наносит удар уже по продолжающим работу предприятиям.
Естественно, что власти не могут оставаться безучастными к нарастающей экономической катастрофе. Они очень быстро стали предлагать различные формы помощи предприятиям и гражданам. Но в разных странах величина этой помощи очень сильно отличается. Например, в США общая сумма помощи составляет, по некоторым данным, 2738 млрд долларов (12,8% от ВВП), в Германии – 1385 млрд долларов (35,9% от ВВП), в Японии – 1087 млрд долларов (21,4% от ВВП), в Италии – 613 млрд долларов (30,6% от ВВП), в Британии – 534 млрд долларов (18,9% от ВВП), во Франции – 464 млрд долларов (26,7% от ВВП).
А как помогает своим предприятиям и гражданам наша страна? В пересчёте на валюту, для сопоставимости цифр, 48 млрд долларов, или 3,2% от ВВП. На фоне развитых стран выглядит это как-то не очень. Что в абсолютных цифрах, что в относительных. Но это официально озвученные цифры. В реальности же, и бизнес, граждане, массово жалуются на то, что никакой помощи не получают, что для её получения надо пройти семь кругов ада, и прочая, и прочая. То есть даже эту весьма скромную помощь ещё надо как-то умудриться получить. Что удаётся далеко не каждому нуждающемуся.
Желание власти сохранить с таким трудом накопленный фонд национального благосостояния (ФНБ) понятно. Это сегодня многим кажется, что наступили чёрные дня, для которых этот фонд и создан. А завтра вполне может оказаться, что сегодняшние дни вовсе не были чёрными. А фонд к тому времени окажется пуст. И что тогда делать?
Но с другой стороны, фонд создавался именно для того, чтобы достойно пережить трудные времена. И эти времена действительно наступили.
"Падение номинального валового внутреннего продукта (ВВП) на 28%" – это ли не свидетельство наступления трудных времён? У народа закономерно могут возникнуть вопросы к властям. Почему нам не помогают? Почему не распечатывают ФНБ? Для чего или для кого его хранят? Из каждого утюга кричали, что своих не бросают, а нас вот бросили – мы не свои? А кто тогда эти свои, если не мы?
Ну, на вопрос "Что делать, когда кончится ФНБ?" ответ лежит на поверхности. Печатать деньги.
"ЦБ уже создал прекрасный инструмент для количественного смягчения". В ближайшее время он пройдёт испытания, будет отлажен и настроен.
И не надо пугаться печатать деньги. Все в мире уже давно делают это. Гораздо хуже навлечь на себя подозрения в скупости. Это может оказаться политически опасно.