С наличной денежной массой в последние месяцы происходят весьма странные вещи. То, что она в принципе растёт – это не странно. Странно, какими темпами она растёт, и в какое время это происходит.
Обычно количество наличных в обращении в России плавно растёт в течение года, и рост ускоряется в декабре. А в январе количество наличных уменьшается. В результате в декабре образуется характерный пик (смотри график
"Наличные деньги в обращении в России в 1997-2020 годах"). Чтобы в апреле наличных стало значительно больше, чем в декабре прошлого года – такого не было никогда. И вот опять, как говаривал Виктор Степанович.
Обычно во время экономических кризисов количество наличных в обращении в России сокращается. По крайней мере, так происходило во время двух последних больших кризисов в новейшей истории – в 1998-1999 годах, в 2008-2009 годах и в 2015-2016 годах.
Сейчас же оказались нарушены оба этих "правила". В марте и апреле ЦБ напечатал в прямом смысле этого слова наличных денег в обращении на 719,4 млрд рублей и 568,7 млрд рублей соответственно. Куда пошли эти почти 1,3 трлн рублей?
Точно не населению. Иначе мы бы не видели обвала розничной торговли и сферы услуг. А мы видим и первое, и второе. Динамика вкладов населения не выбивается из сложившейся тенденции. Точно не малому бизнесу. Иначе мы бы не слышали стонов умирающих бизнесов. А мы их слышим. Остаётся крупный бизнес и… сами банки.
Данных за апрель пока нет. Можно попробовать отследить только мартовские данные. За март (когда наличных денег стало больше на 0,7 трлн рублей) кредитный портфель банковского сектора вырос почти на 4 трлн рублей. В том числе юридические лица нарастили портфель кредитов на 2,24 трлн рублей, а банки – на 0,98 трлн рублей.
Но при этом, счета юридических лиц выросли в марте на 0,89 трлн рублей, а вклады юридических лиц – на 1,09 трлн рублей. Суммарно – на 1,98 трлн рублей. Разница между ростом кредитов и ростом имеющихся средств составляет примерно 0,26 трлн рублей. Похоже, именно эта сумма и была выведена из банковской системы в виде наличных.
Оставшиеся примерно полтриллиона рублей приходятся на увеличение наличных денежных средств в банковских кассах, в пути, в банкоматах.
Итак, банки в марте начали заранее готовиться к возможному наплыву напуганных кризисом клиентов за своими деньгами. Банки стали наращивать наличку в кассах и банкоматах. Однако на данном этапе они несколько переоценили степень паники среди клиентов. Пока испугались только отдельные корпоративные клиенты, забравшие из банков примерно 200 млрд рублей. Очевидно, что все эти деньги оказались на валютном рынке.
Настоящая паника будет впереди.