Государственный долг России – много его или мало? И хватит ли у государства ресурсов на его погашение?
На недавней онлайн пресс-конференции председатель Банка России Эльвира Набиуллина коснулась темы долга. Государственного долга. Вот что она сказала: "Государственный долг находится на низком по сравнению с другими странами уровне: долг федерального правительства составляет 12,4% ВВП, совокупный долг федерального и региональных правительств – 13,8% ВВП".
С формальной точки зрения всё написано правильно. Госдолг действительно мизерный по сравнению с иными странами. Я даже больше скажу: внешний (валютный) долг федерального правительства по отношению к ВВП составляет всего 4,3% (смотри график
"Доля государственного внешнего долга в ВВП России в 2003-2019 годах"). Долг этот, по данным ЦБ на 1 января 2020 года, равен чуть меньше 70 млрд долларов, а валовый внутренний продукт (ВВП) тогда превышал 1 600 млрд долларов в год.
Есть только один крохотный нюанс – Россия доллары не печатает. А курс доллара к рублю
"за последние 30 лет вырос примерно в 100 000 раз". Когда рубль к доллару упадёт в очередные два раза, внешний долг федерального правительства по отношению к ВВП автоматически вырастет в те же 2 раза. Ведь долг как был в долларах , так в долларах и останется. Следовательно, цифра в числителе не изменится. А вот ВВП изначально считается в рублях. Потому что, как было указано выше, это внутренний продукт. Поэтому, при пересчёте из рублей в доллары знаменатель уменьшится в 2 раза. И 4,3% превратятся в 8,6%.
Но это ещё полбеды. Это даже совсем не беда. Подумаешь, какие-то жалкие 8,6%, когда у многих стран мира этот показатель зашкаливает за 100%. Проблема в другом. ЦБ не замечает (или делает вид, что не замечает) долги предприятий и банков.
Если сложить внешние долги государства, предприятий и банков, то сумма вырастает в 7 раз. Ещё раз. На 1 января 2020 года внешний долг государства был равен чуть менее 70 млрд долларов, а весь внешний долг – чуть более 490 млрд рублей. Но даже эта цифра по отношению к ВВП тоже не бог весть что (смотри график
"Доля внешнего долга в ВВП России в 2003-2019 годах"). Всего на всего 30%.
Однако всё меняется, когда мы сравниваем весь внешний долг и золотовалютные резервы (смотри график
"Внешний долг и международные резервы России в 2003-2020 годах"). Тут уже наблюдается примерный паритет.
Почему это так важно? Какое может быть дело государству до долгов частных предприятий и банков? В том то вся и фишка, что это долги не совсем частных предприятий и банков. Посудите сами, разве можно назвать частными такие предприятия, как "Газпром" и Роснефть" и такие банки, как "Сбербанк" и ВТБ? А ведь именно на них, и подобных им, приходится львиная часть внешнего долга, формально не отнесённого к государственному. Опыт кризиса 2008-2009 годов наглядно и убедительно показал, что долги подобных окологосударственных предприятий и банков очень быстро становятся государственными долгами. На графике это прекрасно видно – резервы государства таяли вместе с уменьшением суммарного внешнего долга.
И вот тут всех нас и поджидает маленький, белый, пушистый, зверёк. Цены на сырьё (нефть и нефтепродукты, газ, металлы…) упали. Нет, не упали. Они просто рухнули. Это значит, что валютная выручка всех российских сырьевых гигантов уменьшилась в разы. А долги остались в прежнем объёме. И обслуживать их нужно в полном объёме и точно в срок.
Вспомним ещё про возможность западных санкций, которые могут вообще обнулить валютную выручку отдельных компаний. Санкции эти висят дамокловым мечом. Причём, санкции могут и не объявляться в явном виде, но результат окажется тем же – валютная выручка обнуляется. Как вам, например, такой сюжет, озвученный на днях Степаном Демурой: "Разыгрывается драматическая постановка "Война Саудитов со сланцевиками". США обвиняют Саудитов в демпинге на рынке на нефти и плохом поведении, и вводят афигенные пошлины на импорт нефти. Саудиты в гневе забирают себе нефтяной рынок Европы. Договорённости достигнуты и гарантии получены. Пипец постсовку и прочей неэффективной хери. Замучаются нефть жечь".
Россия доллары не печатает, и единственный источник валюты в стране – это только золотовалютные резервы. Которые ЦБ в последнее время зачем-то тратит на поддержание курса рубля. Если все резервы спустить на поддержание рубля, то за счёт чего погашать долги "Газпрома" и Роснефти", "Сбербанка" и ВТБ, и прочих окологосударственных заёмщиков масштабом помельче?
На таком фоне новыми красками заиграли нехорошие слухи о вкладах населения.
Сначала председатель счётной палаты Алексей Кудрин 13 апреля 2020 года заявил о том, что государство может привлечь часть средств, которые россияне хранят в банках, в гособлигации. Ведь у банков, объяснил он, неизбежно снизится спрос на кредиты, и потому вложения в гособлигации станут для банков оправданным и надёжным маневром. Многие сразу вспомнили советскую историю, когда часть зарплаты выдавалось не деньгами, а гособлигациями. Через два дня Кудрину пришлось оправдываться: "Кто-то расценил это как рекомендацию изъять деньги вкладчиков – это абсурд. Конечно, об этом речь не идет".
Ещё через два дня в бой вступила тяжёлая артиллерия. Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции отвергла саму возможность какого-либо изъятия вкладов населения: "Никаких оснований для этого нет – для такого рода беспокойств. Во-первых, это невозможно ни юридически, ни правовым образом. Ни гражданский кодекс, ни законодательство банковское не позволяют вводить такие ограничения". Также глава ЦБ добавила, что в таком шаге просто нет никакой необходимости.
Ещё через несколько дней о том же сказал глава "Сбербанка" Герман Греф: "Такая ситуация невозможна. Сейчас никаких условий для этого не существует. У государства нет никакого резона это делать, это совершенно бессмысленно и это невозможно". В качестве обоснования своих слов он привёл всё те же доводы: у государства есть огромные ресурсы, и у государства маленький долг.
Ну, про огромные ресурсы и маленький долг выше было наглядно, с цифрами и фактами, разъяснено. Знаете, что после таких весомых опровержений приходит на ум? Миниатюра Жванецкого. Цитирую.
Однажды в телевизоре появился бледный как смерть министр финансов и заявил: Финансовый кризис нас не затронет. Потому что. Я вам точно говорю.
Население, знающее толк в заявлениях официальных лиц, выматерилось негромко, и отправилось закупать соль, спички и сахар.
На следующий день в телевизоре появился смущенный донельзя министр торговли и сказал: Запасы хлеба и товаров первой необходимости позволяют нам с гордостью утверждать, что голод и товарный дефицит нам не грозит. Вот вам цифры.
– Ох! – сказало население и докупило ещё муку и крупы.
Министр сельского хозяйства для убедительности сплясал на трибуне и сказал радостно: Невиданный урожай! Надежды на экспорт! Возрождаемся! Закрома трещат!
– Во даже как! – ужаснулось население и побежало конвертировать сбережения в иностранную валюту.
– Цены на недвижимость упадут! Каждому студенту по пентхаузу! В ближайшем будущем! – не поморщившись выпалил министр строительства.
– Да что ж такое, а? – взвыло население, и побежало покупать керосин, керосиновые лампы, дрова и уголь.
– Современная армия на контрактной основе. Уже завтра. И гранаты новой системы. В мире таких еще нет. – солидно сказал министр обороны. – Ну а чего нам? Денег же – тьма тьмущая. Резервы, запасы и вообще профицит.
– Мама!…- пискнуло население, и начало копать землянки.
– Всё о-фи-ген-но! Вы понимаете?! О-ФИ-ГЕН-НО!!! – внушал президент. – Мы уже сегодня могли бы построить коммунизм. Единственное что нас останавливает – нам всем станет нефиг делать. Потому можете спать спокойно! Стабильнее не бывает! Пенсионеры покупают икру вёдрами! Предвижу качественный скачок, рывок и прыжок. А количественный – вообще бег! Семимильными шагами к достатку и процветанию. Карибы становятся ближе. Отсель грозить мы будем миру. По сто тридцать центнеров роз с каждой клумбы. Надои будем вообще сокращать. Коровы не могут таскать вымя. Население возмущено дешевизной. Южная Америка просится в состав нас, на правах совхоза. Ура!
– Да что ж вы там такое готовите, звери?! – закричало население и на всякий случай переоделось во все чистое.
Подытожим. Уже то, что тема вкладов была поднята, говорит о многом. Очень многом.