Президент-председатель правления ВТБ Андрей Костин недавно попытался создать у общественности впечатление, что он крутой руководитель, способный привлечь и удержать инвесторов. Вот что он заявил: "Если мы на 200 млрд рублей прибыли выйдем, то ROE [возврат на капитал] будет порядка 14%. Если мы превзойдём этот уровень и пойдём дальше, а, кроме того, будем платить приличные дивиденды, то инвестор появится". И дальше: "Я не могу предсказать, предвидеть, предотвратить или как-то повлиять на [новые санкционные] решения американского правительства, но повлиять на цену акций с точки зрения доходности, на финансовый результат могу. Сейчас они недостаточно хорошие. Но мы над этим работаем".
Сначала в фразе промелькнуло одно "если", потом второе "если". Что-то слишком много разных "если", вам не кажется?
Ну, а теперь перейдём к опровержению слухов. Только факты.
Лучше всего настроение инвесторов передают цены акций. В нашем конкретном случае – цены акций банка ВТБ, главой которого гражданин Костин является с 2002 года. На просторах интернета можно найти график котировок акций ВТБ с мая 2007 года. Напомню, что примерно тогда прошло так называемое "народное IPO" ВТБ, когда населению страны втюхали акции банка по 13,6 копеек. Бедные инвесторы. Да, в мае того года цены на эти бумажки, по недоразумению названные ценными, поднимались до 17,49 копеек. Эта цифра стала абсолютным максимумом. Напомню также, что доллар в том мае был равен 25,82 рубля.
А что сейчас? В январе 2018 года акции ВТБ стоят… туш, фанфары, дитям мороженое, бабам цветы, чепчики в воздух… 4,9 копеек (смотри график цен на
акции ВТБ. Цена акций, можно сказать, рухнула в 3,6 раза. Это при том, что доллар нынче стоит примерно 57 рублей. То есть, доллар вырос чуть более, чем в два раза, а акции рухнули более, чем в три раза. Тогда стоили 0,677 цента, а сейчас стоят 0,086 цента. Падение цены акции банка ВТБ за почти одиннадцать лет составило 7,9 раза в долларах. Это очень и очень прибыльная инвестиция, ага-ага.
Причём, особую прелесть ситуации придаёт то, что каждый следующий максимум оказывается ниже предыдущего. Оптимизма у инвесторов наблюдается всё меньше и меньше. Но гражданин Костин, ничтоже сумняшеся, продолжает убеждать их, что он работает над этим, что он всё исправит. Неужели кто-то в это ещё верит?
Но, чтобы ситуация стала выглядеть ещё печальнее, давайте сравним на одном временном интервале поведение акций банка ВТБ с поведением акций его главного конкурента –
"Сбербанка". В мае 207 года максимум акций "Сбербанка" был достигнут на уровне 105,6 рублей, или 4,09 доллара. Сейчас они стоят 250,48 рублей, или 4,39 доллара. Таким образом, за почти одиннадцать лет, акции "Сбербанка", хоть немного, но выросли, если считать в настоящих деньгах. В отличие от акций банка ВТБ, которые в тех же деньгах упали в 7,9 раза.
В цивилизованных странах после подобной динамики неотвратимо следуют оргвыводы в отношении руководства организации, которое теряет деньги акционеров. Но у нас особая страна. Карьера топ-менеджеров государственных компаний зависит совсем от других факторов. Например, от
выдачи многомиллионных валютных кредитов без должного обеспечения весьма посредственному виолончелисту под непонятные проекты… Интересно, сколько ещё подобных виолончелистов обслуживается в банке? Надеюсь, рано или поздно, узнаем.
В общем, приходится констатировать, что гражданин Костин действительно может повлиять на цену акций с точки зрения доходности, на финансовый результат. Вот только влияние это негативное.