Когда регулятор в 2015 году решил спасать от банкротства "Инвестторгбанк" (ИТБ), привлечённое для его спасения "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) оценило размер дыры в капитале банка в сумму 32 млрд рублей. Спасать ИТБ поручили "Транскапиталбанку" (ТКБ). Для этого ему выдали 29,7 млрд рублей сроком на 10 лет по ставке 0,51% годовых. И ещё 19,5 млрд рублей сроком на два года по ставке 6,01% годовых были выделены на поддержание ликвидности. Суммарно – 49,2 млрд рублей. В 2017 года ТКБ получил ещё 7,6 млрд рублей. Якобы, два года назад плохо смотрели, и просмотрели ещё дыру. Банк, правда, изначально просил аж 26 млрд рублей. Но ему не дали. Итого – 56,8 млрд рублей.
Ещё раз напишем цифры дыры и помощи рядышком. Для наглядности. Дыру определили размером в 32 млрд рублей. Для её закрытия дали 56,8 млрд рублей.
Но и это ещё не всё. Осенью 2017 года выяснилось, что "Транскапиталбанк" не может погасить двухлетний кредит на 19,5 млрд рублей, полученный им на поддержание ликвидности. Ликвидность в банке, как отсутствовала два года назад, так продолжает отсутствовать и сейчас. Даже не так. Не в ликвидности дело. Если бы банк погасил кредит, он бы тут же нарушил сразу несколько обязательных нормативов. И неизбежно встал бы вопрос о дальнейшей судьбе банка.
На самом деле, этот вопрос стоит независимо от погашения или не погашения кредита. И стоит уже давно. В экспертном сообществе крепнет убеждение, что ТКБ не способен продолжать свою деятельность непрерывно без постоянной подпитки деньгами. Например, авторы телеграмм-канала "Труба под Неглинной" недавно сравнили проект по спасению ИТБ силами ТКБ с чёрной дырой. Они же выразили мнение (если ещё не ставшее в экспертном сообществе всеобщим, то очень скоро оно таким станет), что "выделение и пролонгация льготных кредитов АСВ – инструмент для затыкания дыр не в ИТБ, а в самом Транскапитале".
Данный кейс – это ещё один пример
двойных стандартов ЦБ, когда одни банки регулятором уничтожаются быстро-быстро-быстро, а другие, по непонятным стороннему наблюдателю причинам, сохраняют своё бренное существование.