|
6.11.17/19:40 ЦБ "потерял берега" в попытках сэкономить на санации российской банковской системы
Идею того, что ключевой собственник банка, принимающий все основные решения в своём банке, должен отвечать другим своим имуществом за свои ошибки, приведшие к дыре в капитале банка, можно только приветствовать. Однако, когда ЦБ находит такое имущество, несколько странно видеть, как регулятор пытается нарушить основополагающие принципы ведения бизнеса в попытках внести это имущество в санируемый банк.
Заместитель председателя ЦБ Василий Поздышев заявил недавно, что существуют активы, заложенные в других банках, которые должны дать согласие на передачу этого имущества в санируемый регулятором банк. Дальше предоставляем слово самому Поздышеву: "Некоторые дают, некоторые просят переговоры с нами, мы эти переговоры проводим".
Ключевое слово здесь – "заложенные". То есть, найденное имущество принадлежит собственнику санируемого банка ровно до тех пор, пока он способен выполнять свои обязательства перед "другим" банком, в котором заложено некое его имущество. В случае неисполнения собственником санируемого банка своих обязательств перед "другим" банком, этот "другой" банк получает причитающееся ему из стоимости заложенного имущества.
ЦБ же предлагает этому "другому" банку передать заложенное имущество просто так, без всякой компенсации, превратив кредит из залогового в беззалоговый. Фактически, ЦБ подставляет этот "другой" банк. Что происходит, если собственник санируемого банка в силу разных обстоятельств перестаёт обслуживать свои обязательства в другом банке в случае залогового, и в случае беззалогового, кредита?
В первом случае, "другой" банк продаёт заложенное имущество, забирает себе то, что должно, согласно кредитному договору, остаток отдаёт собственнику санируемого банка, и на этом всё. Никаких негативных последствий для баланса "другого" банка не наступает.
Во втором случае, "другой" банк вынужден будет начислить резерв на возможные потери по ссудам на всю сумму остатка по кредиту. Этот резерв вычитается из прибыли отчётного периода, а при отсутствии оной – из собственного капитала "другого" банка. В результате чего могут ухудшится обязательные нормативы ЦБ, и регулятор может наложить за это на "другой" банк санкции.
Вот такая интересная перспектива может ожидать "другой" банк, если он согласится на предложение Поздышева отдать заложенные активы. Получается, что ЦБ стремится решить свои проблемы, как главного кредитора санируемого банка, за счёт других кредиторов. Это, поистине, новое слово в российской экономике. Конечно, подобное поведение кредиторов наблюдалось и ранее сплошь и рядом. Но чтобы тем же самым занимался и сам ЦБ? Это нонсенс.
Интересно, что ещё нового в ближайшее время придумает регулятор, чтобы снизить свои расходы на санацию российской банковской системы? Какие новации в деле ведения бизнеса в РФ всем нам следует ожидать? И как это всё скажется на инвестиционном климате в РФ, который уже давно находится ниже плинтуса? Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|