![](images/spacer.gif) |
2.11.17/14:25 Малый и средний бизнес – 2017. Стагнация или подъем?
Сколько предприятий МСБ работает в Петербурге и какова их роль в региональной экономике? Каковы итоги работе банков с МСБ в 2017 году? Какие финансовые услуги банки предлагают бизнесменам и какую поддержку могут оказать? Круглый стол с такой тематикой совместно провели портал "ТТ Finance" и газета "МК в Питере".
При попытке системно подойти к оценке малого бизнеса Петербурга (а в это понятие при неспециальных обсуждениях обычно включают и малые, и средние, и микро-предприятия) первые три вопроса обычно бывают такими:
1) сколько их в Петербурге зарегистрировано?
2) как это количество изменилось за последний год?
3) на каких видах деятельности они специализируются?
В совокупности эти три критерия характеризуют экономическую ситуацию в регионе, а также величину спроса на банковские продукты, порождённую предпринимательской активностью МСБ. Такими финансовыми продуктами, прежде всего, будут кредиты как для самого МСБ, так и для потребителей его продукции и услугода
Количество малых предприятий в Петербурге: 20-кратный разброс показателей
Начнём с первого критерия: общее количество малых предприятий на региональном рынке. Те открытые статистические данные, которые мы приведём дальше, не дадут нам никакой ясности. При ответе на этот вопрос Яндекс выдаёт сразу несколько вариантов:
Вариант №1.
На сайте "Петростата" (http://petrostat.gks.ru) в разделе "Предпринимательство" (подраздел "Малое и среднее предпринимательство") приведены такие данные: количество малых предприятий (без учёта микропредприятий) в январе-июне 2017 года составило 20743 ед. Их общий денежный оборот в январе-июне 2017 составил 926 млрд. рублей.
Вариант №2
В итоговом докладе "Промышленность и инновации Санкт-Петербурга", подготовленном Комитетом по промышленной политике и инновациям СПб в конце 2016 года (см. сайт городского правительства www.gov.spb.ru) приведена такая оценка: "Хозяйственную деятельность в сфере промышленного производства … осуществляют более 23 тыс. малых предприятий, включая микропредприятия".
Таким образом, КППиИ насчитал малых и микро- предприятий, работающих лишь в сфере промышленности, больше, чем "Петростат" одних только "малых", но занимающихся при этом вообще всеми видами деятельности.
При этом, по оценке "Петростата", обрабатывающим (промышленным) производством в 1 полугодии-2017 в Петербурге занималось только 2261 малое предприятие. Их общий денежный оборот составил 85,7 млрд рублей или 9,3% от оборота всего малого бизнеса.
Вариант №3.
В середине декабря 2016 года на петербургском "Форуме малого и среднего бизнеса", который каждый год проходит в "Ленэкспо", губернатор города Георгий Полтавченко на пленарном заседании сказал буквально следующее: "Наш малый бизнес становится все более уверенным в себе, сильным. В сентябре число малых и средних предприятий составило 417 тысяч".
За прошедшие с тех пор 10 мес. эту цифру никто не пытался опровергнуть. Видимо, с ней либо все согласны, либо она никому не важна. Напрашивается такое предположение: уже не первый год путаницу в подсчёты вносит именно неразбериха с вопросом, можно ли объединять в единую статистическую группу сразу и микро-, и малый, и средний бизнес? Особенно с учётом того, что итоговый разброс показателей в итоге может оказаться 20-кратным.
От подсчёта количества юрлиц – к подсчёту количества денег
Председатель Совета НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков убеждён, что такой показатель, как количество зарегистрированных предприятий, абсолютно не отражает реальных тенденций в сегменте МБ, так как большинство малых предпринимателей использует юрлица всего лишь как механизм для оформления бизнеса (прежде всего – для обеспечения его безопасности). У одного предпринимателя может быть несколько (и даже несколько десятков) юрлиц. Это не говорит о том, что его бизнес очень большой или, допустим, активно развивается.
"Самый яркий пример: если российский предприниматель арендует госимущество, то зачастую оформляет аренду на одно юрлицо, а потом "пересдаёт" это имущество другому своему же юрлицу, – разъяснил В. Меньшиков. – Это нужно, например, на случай, если будут какие-то операционные нарушения и проблемы с контрольно-надзорными органами; тогда "ошибки субарендатора" не повлияют на основной договор аренды. Поэтому я предлагаю этот показатель – количество регистрируемых предприятий – вообще не учитывать. Мне кажется, что самый правильный показатель – это количество налоговых поступлений и количество занятых в системе малого бизнеса".
В связи с вышесказанным соотношение долей микро-, малого и среднего бизнеса в общей системе МБ Меньшиков тоже назвал "ненужной статистикой".
"Относительно количества работающих в МБ у нас цифра достаточно стабильна: чуть более 25% от общего числа занятых. Варьируется она, на мой взгляд, прежде всего из-за так называемых "вынужденных предпринимателей" (когда люди теряют работу и вынуждены заниматься бизнесом). Это мы видим в каждый кризис: так было и в начале 90-х, и в 98-м, и в 2008-м, и в 2014-15 ггода Но при этом количество "профессиональных" предпринимателей остаётся примерно постоянным", – продолжил В. Меньшиков.
Таким же показателем – 25% представитель Союза малых предприятий СПб оценил и количество налогов, поступающих от малого бизнеса в общий налоговый фонд Петербурга.
Спрос на банковские услуги
Ещё одна характеристика нынешнего состояния МСБ такова: в деловых СМИ нередко сообщается, что в 2017 году банки охотнее давали кредиты таким предприятиям, чем в 2016-м. Директор департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала "Промсвязьбанка" Александр Хайкинсон описал ситуацию следующим образом: за последний год (с сентября 2016 года по сентябрь 2017 года) кредитование бизнеса начало восстанавливаться. В начале 2015 года, по оценке Хайкинсона, многие банки резко снизили объем кредитование и бизнес не спешил брать на себя дополнительную нагрузку. Причиной стала нестабильная экономическая ситуация, высокие ставки и так далее.
"В первой половине 2015 года мы сократили выдачу кредитов в два раза, а в 1-м квартале – даже на 60%. Малому бизнесу надо было перестроиться, – рассказал Хайкинсон. – В середине 2015 года наступила определённая стабилизация, но банки не смогли отреагировать на неё сразу же, так как продолжали "разбирать завалы", возникшие в 1-м полугодии".
Со второй половины 2016 года, продолжил он, начался небольшой рост кредитования бизнеса. И лишь по итогам 1 половины 2017 года в "Промсвязьбанке" был отмечен более чем 50-процентный рост выдачи кредитов по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
"С одной стороны, здесь есть эффект "низкой базы", но с другой – определённое оживление в экономике, – объяснил Хайкинсон. – В зависимости от сезона мы выдаём за квартал кредитов малому бизнесу на сумму 300-450 млн рублей. В 4-м квартале этого года планируем выдать до полумиллиарда, а за год – 1,2 млрд рублей".
Ежеквартально "Промсвязьбанк" совместно с "Опорой России" проводят опрос руководителей и собственников предприятий региона и замеряют тем самым индекс деловой активности – "Индекс опоры RSBI". По итогам последнего исследования, в промышленности данный показатель достиг отметки в 52 пункта, а индекс в сфере услуг в сентябре вырос до 55,2 пункта с августовского уровня в 54,2 пункта. Превышение 50 пунктов свидетельствует о наличии позитивных тенденций.
Совокупный лимит кредитования, одновременно действующий в отношении одного заёмщика из сектора МСБ, в "Промсвязьбанке" ограничен суммой в 250 млн рублей, а величина среднего кредита (с учётом микро-предприятий) на октябрь 2017 года составляет порядка 15-20 млн рублей.
В отличие от представителя "Промсвязьбанка", заместитель управляющего Петербургским филиалом "Юникредит банка" Антон Большаков также отмечает очевидный прирост кредитования МСБ в 2017 году, однако не связывает этот рост с повышением деловой активности.
"Я не могу связать его на 100% с повышенной деловой активностью, – объясняет эксперт. – С моей точки зрения, произошло следующее: ЦБ отзывают лицензии; соответственно, клиенты не хотят терять деньги и уже выбирают банк исходя не из цены его услуг, а надёжности. "Юникредит банк" в России занимает 2-е место среди самых надёжных банков России по версии журнала Forbes. Многие клиенты работают с нами не первый год. Кроме того, мы видим и прирост новых клиентов. Например, за первое полугодие 2017 года в Петербургский филиал "Юникредит банка" пришло на 35% больше новых клиентов, чем за аналогичный период 2016-го".
Рост объёма кредитования МСБ в первом полугодии 2017 года Антон Большаков также оценивает в 35% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
"У нас прирост как по количеству заёмщиков, так и по общей сумме выдачи кредитов – порядка 35%. Этот рост количества заёмщиков, с моей точки зрения, и влияет на рост кредитования, а не экономический рост как таковой", – объяснил Большаков.
По его словам, среди заёмщиков этого банка из сегмента МСБ превалирует, безусловно, торговля. Вторая по количеству заёмщиков группа – это небольшие производства, а 3-я – предприятия из сферы услуг.
Элементы господдержки
Исполнительный директор НО "Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, микрокредитная компания" Александра Питкянен также отмечает в 2017 году рост финансирования петербургского МСБ, осуществляемого при поддержке фонда.
Основное направление деятельности фонда – предоставление поручительств по кредитным договорам за субъектов малого и среднего предпринимательства, берущим кредиты в банках-партнёрах фонда. Фонд предоставляет поручительства по кредитным договорам в размере до 100 млн рублей, но 50% от суммы кредита.
"Многие банки-партнёры фонда аккредитованы по федеральной программе "Шесть с половиной", позволяющей предоставлять кредиты по ставке 9 и 10%", – отметила Питкянен. По её словам, в 2017 году количество обращений в фонд со стороны представителей МСБ увеличилось на 50%. "Мы уже получили 280 заявок и предоставили поручительства на сумму 2,5 млрд рублей, что позволило предпринимателям привлечь сумму порядка 6 млрд рублей, – сообщила представитель фонда.
От себя уточним: правильнее было бы сказать о приросте не активов МСБ, а всё-таки о приросте его кредитной задолженности. Второй вид услуг, предоставляемых фондом – выдача микрозаймов. По словам Питкянен, программа микрофинансирования также очень востребована: за 9 мес. 2017 года фонд выдал микрозаймов на сумму более 100 млн рублей. Ставки в последние годы не менялись: они по-прежнему составляют 5% для производственных и инновационных компаний, и 10% годовых для остальных субъектов МСБ. Время обработки заявки – от 3 до 5 дней с момента представления полного комплекта документов.
На данный момент микрозаймы предоставляются на следующих условиях:
– Размер: от 50 тыс. до 3 млн рублей ("В 2018 году мы надеемся довести максимальную сумму займа до 5 млн рублей", – сообщила Питкянен);
– Срок договора займа: от 3 до 24 месяцев;
– Процентная ставка по договору займа: 5% или 10 % годовых;
– Погашение задолженности по договору займа производится аннуитетными платежами с начислением процентов на фактический остаток задолженности;
– Микрозайм фонда предоставляется на условиях полной обеспеченности залогом.
Способы обеспечения займа таковы:
a) при сумме займа до 100 тыс. рублей в качестве обеспечения принимается поручительство юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
б) при сумме займа от 100 тыс. 3 млн рублей включительно помимо поручительства юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в качестве обязательного имущественного обеспечения принимаются:
– залог транспортных средств или оборудования;
– залог личного имущества индивидуального предпринимателя, учредителя или руководителя юридического лица.
Залоговая стоимость закладываемого имущества должна превышать сумму займа и процентов по нему.
Между кредитом и лизингом
По оценке представителя "Объединённой лизинговой ассоциации" (ОЛА) Дмитрия Белодеда, отрасль в 2017 году по темпам роста опередила банковскую. Сославшись на данные RAEX "Эксперт РА", он сообщил, в 1 половине 2017 года общий объем нового бизнеса лизинга в России достиг 427 млрд. рублей, что на 55% больше, чем годом ранее. Это, по мнению Д. Белодеда, вполне можно считать "взрывным ростом". По прогнозу RAEX "Эксперт РА", в 2017 году объем вновь открытых лизинговых сделок достигнет рекордных 850 млрд. рублей. Позитивную динамику лизинговых сделок показали 13 товарных сегментов (годом ранее их было 12). Драйверами лизинга в 1 полугодии-2017 стали транспортные сегменты: авиационный, автомобильный и ж/д транспорт. В сегменте строительной техники прирост составил порядка 58%, а водного транспорта –225%, однако по объёмам они уступают авиа- и ж/д транспорту. Если говорить не о величине прироста в отдельных товарных группах, а оценивать их общую долю в объёме сделок, то доля автотранспорта в структуре лизинга составила в 1 пол. 2017 года 38%.
Факторы роста и большой потенциал отрасли в перспективе трёх лет предположительно будет обусловлен следующими факторами:
– Доля автолизинга в России около 8%, против 30%-49% в западных странах
– Программы поддержки отрасли автопроизводителей от правительства РФ
– Предложения скидок при утилизации и Trade-in автодилерами юридическим лицам
– Увеличение доли корпоративных продаж
По утверждению Д. Белодеда, ответ на вопрос "что дешевле – лизинг или кредит?"
Лизинг является эффективным способом налогового планирования. Основное преимущество – в экономии на налогах, так как все расходы относятся на себестоимость, возврат НДС. Лизинговые платежи полностью относится на расходы.
Мнения:
Александр Холодов, вице-председатель МООЗПП "Комитет по защите прав автовладельцев": "Ещё один нюанс: поскольку лизинговое имущество оформлено на лизинговую компанию и его невозможно продать до того, как оно будет оплачено, лизингодатели могут выдавать лизинг "более неаккуратным клиентам" – таким, которым ни один банк, скорее всего, автокредита бы не дал".
В общем, при менее строгих проверках заёмщика в ЛК может прийти больше мошенников. Которые смогут, например, просто перегнать машину в далёкий регион и там с ней затеряться.
И последнее: сейчас в России у "обнальщиков" немало сложностей. Поэтому многие владельцы фирм предпочтут не искать нал и оформлять машину на себя, а оформят её за безнал на фирму. Ставка по лизингу будет больше, чем банковская, но зато такие клиенты не потеряют на обнале плюс выиграют на НДС, а ещё смогут списывать на себестоимость расходы на бензин и сервис. Для компании с обычной системой налогообложения лизинг, скорее всего, будет более выгоден, чем традиционный кредит.
Антон Большаков, заместитель управляющего Петербургским филиалом "Юникредит банка": "У банков, которые занимаются автокредитованием на системной основе, кредиты все равно дешевле. А ещё лизинговые предметы, оформленные на физлиц, не амортизируются. Кроме того, лизинг даёт юрлицу право отнести на себестоимость немалую часть расходов на обеспечение работы лизингового имущества – например, на ремонт, заправку, сервис и т.п. Так что лизинг в значительно большей степени имеет смысл для предпринимателя, и в меньшей – для физических лиц". Источник: Соб.инф.
|
![](images/spacer.gif) |