|
25.07.17/14:24 "Потребительский индекс Иванова" ухудшился во втором квартале на 5 пунктов
Sberbank investment research, аналитический департамент Sberbank CIB, публикует 20-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян – "Потребительский индекс Иванова", сообщила пресс-служба банка.
В очередном обзоре анализируются тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан.
Индекс потребительской уверенности, который увеличивался с четвёртого квартала 2015 года, опустился до -15% во втором квартале 2017 года с минус 10% в первом квартале 2017 года. В результате индекс вернулся к среднему уровню, наблюдаемому во втором полугодии 2016 года.
Основные выводы по итогам опроса потребителей следующие:
Уровень безработицы среди наших респондентов уменьшился с 12,1% в первом квартале 2017 года до 10,9% во втором квартале. При этом доля лиц с неполной занятостью, но желающих работать полный рабочий день, выросла до 9,2% против 9,0% в первом квартале 2017 года и 8,9% год назад. В то же время больше респондентов отметили, что их компании нанимали новых сотрудников: 9,2% по сравнению с 8,3% в первом квартале 2017 года. Кроме того, доля тех, кто утверждал, что в их компании были увольнения, или что количество сотрудников сократилось за счёт истощения, снизилась до 40,7%, что является самым низким значением индекса за последние два года (по сравнению с 44,8%, зарегистрированными в первом квартале 2017 года). В результате индекс чистого найма вырос до -31,5% в втором квартале 2017 года с -36,5% в I квартале 2017 года и -43% в втором квартале 2016 года.
Наше исследование показывает ускорение роста заработной платы до 6,5% во втором квартале 2017 года по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, текущий рост меньше, чем 8-9%, которые мы ожидаем увидеть в официальной статистике за второй квартал 2017 года. 27% наших респондентов получили повышение или индексацию заработной платы на 6,2% с начала года, что свидетельствует о среднем увеличении на 1,7% для всей выборки. Согласно ответам респондентов, при увеличении заработной платы только 20% дополнительного дохода будут направлены на питание (по сравнению с 39% доходов, которые в настоящее время тратятся на питание), 14% будет направлено на одежду и предметы домашнего обихода (в настоящее время 16%), а 12% будут сохранены (7% в настоящее время).
Отмечена отрицательная поквартальная динамика всех компонентов индекса, но наибольшее изменение коснулось оценок национального благосостояния (последние 12 месяцев и следующие 12 месяцев). Мы объясняем изменение индекса ослаблением рубля. В соответствии с этим доля респондентов, беспокоящихся по поводу экономического роста, увеличилось во втором квартале 2017 года до 35%. Из положительного стоит отметить, что индекс личного благосостояния остался значительно выше уровня второго полугодия 2016 года.
Что касается причин беспокойств населения, общая картина не изменилась в прошлом квартале. Беспокойство по поводу инфляции было отмечено 47% респондентов и осталось на третьем месте. Самой серьёзной проблемой, на взгляд наших респондентов, осталась коррупция (59%). Безработица была второй по величине проблемой и была отмечена 55% наших респондентов. Несмотря на значительное увеличение показателя чистого найма (-32% во втором квартале 2017 года по сравнению с -37% в первом квартале), уровень безработицы остался высоким. Наконец, только 17% респондентов были обеспокоены обменным курсом рубля, что на 1 п.п. выше значения в предыдущем квартале.
В новой реальности Ивановы стараются экономить на продуктах питания, используя разные подходы: совершать покупки в дешёвых магазинах (68%), пользоваться промоакциями (62%), покупать менее дорогие продукты. Доля Ивановых, чувствительных к уровню цен, увеличилась с 73% во первом квартале 2017 года до 75% в прошлом квартале. Аналогично, доля тех, кто старается покупать более дешёвые товары, увеличилась на 1 п. п. до 71%. Доля потребителей, которые посещают магазины только ради промоакций, увеличилась с 45% в первом квартале 2017 года до 48% во втором квартале 2017 года. С другой стороны, доля Ивановых, пытающихся сэкономить на непродовольственных товарах, уменьшилась год на год, хотя и осталась довольно высокой. Доля клиентов, старающихся экономить на питании вне дома, снизилась с 73% во втором квартале 2016 года до 69% во втором квартале 2017 года, в то время как 63% старались экономить на отпуске, по сравнению с 67% в первом квартале 2017 года и 60% в втором квартале 2016 года.
Опрос разработан исследовательским агентством Cint по поручению Sberbank CIB и проводится ежеквартально по методике, соответствующей ежеквартальным опросам Росстата и оценкам потребительской уверенности, применяемым в ЕС. Наше исследование, однако, охватывает более широкий спектр вопросов, относящихся к потребительскому поведению россиян со средним уровнем дохода. Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность наших оценок ниже 2%. Источник: Соб.инф.
|
|