"Национальное бюро кредитных историй" (НБКИ) подготовило очередной обзор долговой нагрузки российских заёмщиков по состоянию на апрель 2017 года. Целью исследования является определение индикаторов долговой нагрузки граждан РФ.
По состоянию на 1 апреля 2017 года, среднее значение текущей долговой нагрузки (PTI – payment to income) заёмщиков составило 25,18%, увеличившись с 1 октября 2016 года на 2,47 п.п., а отношение остатка долга среднего заёмщика к его годовому доходу сократилось на 1,72 п.п. и составило 45,25%.
Много это, или мало? Давайте просто сравним российские данные с американскими (смотри график
"Доля платежей по кредитам в доходах домохозяйств США и РФ"). На графике российские данные были переведены в расчёте на домохозяйство, как это принято в США. Из графика видно, что российские данные колеблются, пусть в широком, но всё же в боковом диапазоне. Не растут постоянно и непрерывно год от года. Это уже радует. Ещё радует то, что закредитованность россиян немного ниже, чем закредитованность американцев. Её нельзя, конечно, назвать низкой. Но и запредельной тоже назвать нельзя.
Проблема только в том, что невозможно точно сказать, насколько представленные НБКИ данные соответствуют действительности. Я об этом уже писал в предыдущий раз (смотри статью
"Закредитованность россиян изменилась. Но как именно – достоверно пока никто не знает. А зря"). С тех пор ровным счётом ничего не изменилось. Ни одно государственное ведомство не стало знать больше о закредитованности российского населения. А на безрыбье, и рак, как говорится, рыба. Так что будем использовать данные НБКИ. Может, они и не дают точного представления о том, где мы находимся сейчас. Но, по крайней мере, они дают представление о направлении движения. Движение сейчас боковое – и это уже хорошо.