Сегодняшняя статья будет посвящена очередной ситуации, когда банкир говорит одно, а его банк делает строго противоположное.
Итак, председатель совета директоров банка "Интеза" Антонио Фаллико сообщил в интервью одному российскому изданию, что оздоровление [российского] банковского сектора открывает новые ниши для развития, и даёт возможность банку Интеза" расти органически, не прибегая к приобретению других игроков.
Формально, он в чём-то прав. Только за последние три года российский банковский рынок покинуло почти 300 игроков (смотри график
"Количество банков в РФ"). Идёт активная прополка рынка от разных сорняков, по недоразумению называвшихся банками.
Открывает ли подобная чистка в стиле 1937 года новые ниши для развития? Сложный вопрос. С одной стороны, так и тянет сказать "да". Это же так логично. Раз какой-то банк умер, то он автоматически освободил место под солнцем для пока ещё живых. А с другой стороны, какую такую нишу освободил умерший банк? Сегодня все банки предлагают более-менее одинаковые услуги. Тарифы на эти услуги у всех банков тоже более-менее одинаковые.
Если сравнивать действительно сравниваемое. Естественно, процентная ставка по потребительскому кредиту, выдаваемому в магазине первому встречному по одному паспорту, сильно отличается в большую сторону от потребительского кредита, выдаваемого в банке после тщательной проверки потенциального заёмщика. Но все ставки по кредитам в магазинах более-менее похожи. Точно также, все ставки по кредитам в банках тоже более-менее похожи.
Поэтому, когда умирает один банк из шестисот – не меняется ровным счётом ничего. Кроме одного – освобождается конкретное место в конкретном населённом пункте. На этом месте другой банк может открыть свой офис взамен умершего.
Но, удивительное дело. Как-то очень мало в последние три года желающих занять освобождающиеся места. Количество банковских точек продаж все последние три года стремительно уменьшается (смотри график
"Количество банковских офисов (точек продаж) в РФ").
А что же банк "Интеза"? Уж он-то, наверное, занимает освобождающиеся места? Открыл новый офис – органически вырос. Ещё один открыл – ещё органически вырос. Подобным образом можно масштабировать бизнес в РФ очень долго. Поистине, в нашей стране появились неисчерпаемые возможности для органического роста. Увы, банк "Интеза" почему-то не хочет пользоваться столь благоприятным моментом. Он закрывает свои офисы точно также, как это делают все остальные российские банки. В марте 2014 года нами было зафиксировано наличие у банка девяти офисов в Санкт-Петербурге и одного в Калининграде. В апреле 2015 года их стало шесть и один соответственно. В октябре 2016 года их осталось четыре и один. В апреле 2017 года – уже только три и один. Это немного напоминает стихотворение про десять негритят. Сначала их было десять, а потом это число стало стремительно уменьшаться, пока не осталось ни одного негритёнка.
Повторит ли банк "Интеза" судьбу негритят? Сложный вопрос. На родине банка, в Италии, банковская отрасль испытывает очень тяжёлые времена. У нас, в России, времена для банков тоже не самые радужные. Так что, никакой вариант исключать нельзя.
Вернёмся же к Антонио Фаллико и его мнению о возможности для банка "Интеза" расти органически. Слова его абсолютно расходятся с делами банка. Категорически. Слово "рост" и фраза "постепенное закрытие офисов" противоположны по смыслу.
Конечно, нельзя исключать варианта, когда банк офисы закрывает, но бизнес его растёт. Ведь на дворе XXI век, век цифровых технологий. Может быть, клиенты банка стремительно уходят в онлайн, и им больше не нужны офисы и общение с живыми операционистами. Смотрим отчётность банка "Интеза" за 2016 год по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО). Открываем страницу 9 и изучаем "Консолидированный отчёт о финансовом положении". В нём мы видим, что за прошлый год активы банка уменьшились на 20,5% – с 69,116 млрд рублей на 31 декабря 2015 года до 54,927 млрд рублей на 31 декабря 2016 года. не знаю, как вы, уважаемые читатели, но лично я никакого роста не вижу. Я вижу сокращение бизнеса банка. Причём, достаточно существенное сокращение.
Опять слова Антонио Фаллико расходятся с делами банка. Кто-то может возразить, что председатель совета директоров говорил исключительно о возможностях. Типа, возможности всё-таки есть, вот только банк "Интеза" почему-то не может ими воспользоваться. Красивая отмазка. Но смысл выступления Антонио Фаллико явно был другой.
И это я ещё не углублялся в эту отчётность. Какие ещё подводные камни там скрыты? Впрочем, это тема отдельного разговора.
Почему-то, лично мне, после осени 2008 года вообще не хочется общаться с банкирами на профессиональные темы. Ибо сплошь и рядом случаются ситуации, подобные только что рассмотренной. Я просто не люблю, когда мне пытаются навешать лапши на уши.