|
29.03.17/12:28 Авторынок на тихом ходу
Российский авторынок продолжает сжиматься. По данным "Ассоциации европейского бизнеса" (АЕБ) за первые два месяца 2017 года падение продаж продолжилась – минус 4,1%. За весь 2016 год продажи упали на 11,1% (было реализовано 1,424 миллиона новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей). Но падение происходит неравномерно, и такие лидеры рынка, как Лада, KIA и Renault, по итогам января-февраля текущего года увеличили продажи, а автозаводы наращивают объёмы производства и отказываются от сокращённых рабочих недель. Какие инструменты поддержат авторынок, обсудили участники круглого стола, организованного порталами "TT Finance" и изданием "Деловой Петербург" 14 марта.
Продажам не разогнаться
На фоне падения продаж дилеры зарабатывают на финансовых услугах. "В 2016 году мы получили хороший финансовый доход за счёт госпрограммы, поддержки производителей: средняя ставка автокредита по госпрограмме составляет 9%, без неё – от 12%. При этом ставки по специальным программам KIA и LADA FINANCE начинаются от 6%", – комментирует директор по страхованию и кредитованию ГК "Терра авто" Андрей Перелыгин. Дилер продаёт KIA, Лада и GM. Порядка 45% всех машин Лада компания продала в 2016 году в кредит, и порядка 50% – всех реализованных KIA. "Кроме того, мы зарабатываем на восстановительном ремонте автомобилей, – добавляет он. – В преддверии введения натурального возмещения по ОСАГО мы стали делать ставку на обслуживание автомобилей и сейчас из всех автомобилей, которые мы ремонтируем, от 10-20% – по ОСАГО".
"На продажи автомобилей, безусловно, влияет сезонный фактор. Есть особенность высоких продаж автомобилей премиум класса в конце года – ноябре, в большей степени – декабре, когда дилеры, стараясь реализовать все автомобили моделей уходящего года, предлагают покупателям скидки и прочие выгодные предложения. Этот факт влияет на существенное увеличение объёма автокредитования в денежном эквиваленте в конце года, однако в количественном эквиваленте разница не столь существенна, поскольку производители бюджетных авто меняют свою стратегию в зависимости от сезона в меньшей степени, и их продажи остаются равномерными в течение всего года, – комментирует заместитель управляющего Петербургским филиалом "Юникредит банка", коммерческий директор региона "Санкт-Петербург Север" Антон Большаков. – В целом, мы можем отметить, что рынок автокредитования прекратил своё падение. По данным "Национального бюро кредитных историй" и "Ассоциации европейского бизнеса", объём автокредитования в 2016 году вырос на 30% по сравнению с 2015 годом. Сейчас мы наблюдаем следующий тренд: рост объёма автокредитования при некотором замедлении темпов сокращения объёма продаж. Зонами развития бизнеса в 2017 году мы видим увеличение объёмов автокредитования за счёт кредитования продаж автомобилей с пробегом на фоне некоторого удешевления автокредитов".
По словам директора департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка Андрея Суровцева, на сегодняшний день рынок машин с пробегом является очень перспективным направлением для автокредитования. В январе 2017 года объем вторичного авторынка России, по данным "Автостата", вырос на 2% в количественном выражении по сравнению с тем же периодом 2016 года. В то время как за весь 2016 год этот сегмент рынка прирос на 6%. "Играет роль тот факт, что среднерыночные процентные ставки по кредитам на автомобили с пробегом на 3-4% годовых выше, чем по новым авто. Кроме этого рынок продаж подержанных автомобилей гораздо шире рынка новых машин, поэтому банкам выгодно работать в данном сегменте", – делится Андрей Суровцев. Несмотря на то, что новый автомобиль считается более низкорисковым залогом, основной риск, который несёт банк, связан с заёмщиком, а более высокая процентная ставка по кредиту покрывает риск по автомобилю. "По информации наших партнёров–автодилеров, за последние 2 года доходы от продаж и сервиса по новым автомобилям существенно снизились – падение продаж новых авто у разных дилеров составило от 10 до 40%, – комментирует Андрей Суровцев. – Поэтому в качестве значимого драйвера роста доходов, в том числе и на финансовых услугах при продаже автомобиля в кредит, дилеры рассматривают продажи авто, принятых по трейд–ин".
В "Балтинвестбанке" на автомобили с пробегом приходится около 60% всех выдач по автокредитам. При этом средний чек по программе кредитования автомобилей с пробегом у официального дилера в 1,5 раза выше, чем размер чека на покупку машины в кредит у неофициального дилера.
Автодилеры также отмечают, что рынок машин с пробегом обладает большим потенциалом. По словам Андрея Перелыгина оживление на рынке машин с пробегом был заметен ещё полгода назад в разрезе финансовых продуктов. "Дело было только за банками: мы ждали от них подходящих программ, – комментирует он. – Сейчас многие банки предлагают потребкредиты по таким же ставкам, что и автокредиты. Пока мы продаём в кредит в этом сегменте очень мало машин – около 15%".
На оживление рынка машин с пробегом реагируют не только банки, но и лизинговые компании. "Программы для подержанных машин подразумевают авансовый платёж в размере 20-25%, – комментирует руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнёрами "Балтийский лизинг" Андрей Волков. – Доля б/у машин на рынке будет расти, чего нельзя так уверенно сказать про сегмент новых автомобилей.
Главный драйвер
Если бы не государственная программа субсидирования ставки для покупки машины в кредит, то рынок бы упал ещё больше. Программа действует на машины стоимостью до 1,15 млн рублей при первоначальном взносе не меньше 20%, государство субсидирует 2/3 ставки от ключевой ставки Банка Россия.
"Минимальная ставка по госпрограмме в нашем банке 7,5% – даже кэптивные банки не могут предложить таких условий, – говорит Антон Большаков из "Юникредит банка". – На продажи автокредитов по госпрограмме приходится практически половина всех сделок по автокредитованию. Госпрограмма по-прежнему остаётся одним из ключевых драйверов авторынка на сегодняшний день". В Балтинвестбанке также более половины всех кредитов на покупку новых авто выдано по госпрограмме, и доля таких выдач растёт от месяца к месяцу. "Сейчас в Минпромторге идёт речь об увеличении стоимости машины до 1,4 млн. рублей. Если данное условие будет принято, то оно увеличит продажи машин по госпрограмме ещё больше, – говорит Андрей Суровцев. – Повышение ценового лимита логично, ведь в 2016 году машины подорожали в среднем на 15%".
На рынке лизинга также большую роль сыграла господдержка: в рамках программы Минпромторга, по которой государство субсидирует 10% стоимости предмета лизинга, было выделено 7,5 млрд рублей по всей стране. В 2017 году эта сумма увеличится уже до 10 млрд рублей. "По предварительным данным "Эксперт РА" в 2017 году рынок лизинга вырос на 33%, преимущественно за счёт сделок в 4 квартале. По состоянию на октябрь 2016 г. рост составлял лишь 17% года – комментирует Андрей Волков из "Балтийского лизинга". – По разным оценкам доля автолизинга в общем объёме бизнеса составляет около 30%. Без учёта лизинга ж/д – и авиатехники, сегмент автотранспорта стал, действительно, драйвером роста". В портфеле нового бизнеса "Балтийского лизинга" автотранспорт занимает более 60%: 31% – легковой, 32% – грузовой. Для лизинга грузового транспорта программа Минпромторга оказывает существенную поддержку.
Борьба за клиента
За 2016 году рынок страхования, в Петербурге вырос на 8,1%, почти в два раза меньше, чем в целом по стране. При этом рост в Петербурге был обусловлен страхованием жизни, а основным фактором, довлеющим на рынок, стало автострахование.
При этом количество заключённых договоров снижается, а рост в сегменте ОСАГО обусловлен ростом тарифов в 2016 году. "Число договоров в Петербурге упало на 5,5% в 2016 году, – комментирует заместитель директора СЗРЦ по розничным продажам ОАО "Альфастрахование" Николай Егоров. – Машины выводят из эксплуатации и ничем их не заменяют. Вес моторного страхования в общем портфеле в Петербурге составляет около 30,9 %, а по всей стране вес КАСКО – около 15%. Поэтому в силу такого нетрадиционного объёма, динамика в Петербурге и на Северо-Западе отличается".
Продажи новых машин упали на 11,1% за 2016 год, а снижение объёмов премий страховщики компенсируют за счёт "псевдо-каско", которое дополняет ОСАГО. "И пока вопрос лимитов не решён, страховщики решают его сами с помощью своих продуктов", – отмечает эксперт. По его оценкам число договоров по каско сократилось на 5% за счёт франшизы и дополнительных продуктов. К тому же, в большей степени, покупатели каско – это владельцы новых авто.
По данным Российского союза страховщиков (РСА) за 2016 год в Петербурге было продано на 84 тыс меньше полисов, чем в 2015 году. Получается, что в настоящее время около 8% владельцев транспорта ездит без полиса. В 2017 году всех страховщиков обязали продавать электронные полисы ОСАГО – Е-полисы. И на фоне низкой базы прошлого года произошёл десятикратный рост проникновения полисов ОСАГО: если в 2016 году в РФ менее 1% продавалось Е-полисов, то за первые месяцы 2017 года практически каждый девятый купленный полис ОСАГО – электронный. Но возникли новые риски для страховщиков и страхователей: сайты-клоны мошенников, – комментирует руководитель представительства РСА в СЗФО Петр Щербаков. – С начала 2017 года более 2 000 таких сайтов было прикрыто, даже была попытка создания сайта-клона РСА. Вторая проблема, по словам эксперта, сознательное введение в заблуждение потребителями страховщиков о своём транспорте для того, чтобы заплатить за полис меньше. Этот обман всегда раскрывается позже, но мало кто из компаний будет судиться со страхователями за 1,5-2 тыс. рублей, а не выплатить страховку потерпевшему она не имеет права. Также есть проблема с недоверием потребителей, когда им предлагают перейти на сайт другой страховой компании. По принятым в РСА нормативам, у каждого страховщика есть определённый лимит на продажу Е-полисов, и когда он заканчивается, компания обязана перенаправить со своего сайта покупателя на сайт другого страховщика для покупки полиса.
Петербург не относится к "токсичным регионам", где убыточность по ОСАГО превышает все допустимые пределы из-за автоюристов (в Краснодаре, например, коэффициент убыточности больше 200%). Судебные выплаты в 2016 году в Петербурге составили менее 10% (по России в целом – 14%).
Сами страховые компании в текущих условиях стараются реагировать быстро на новые тенденции и вызовы рынка, внедряя новые технологические решения.
"Несколько лет подряд основным трендом "кризисного" рынка были традиционные бюджетосберегающие опции, – рассуждает руководитель Северо-Западного дивизиона группы "Ренессанс страхование" Ольга Захарченко. – Доля, например, каско с франшизой, стала настолько значительной, что эта опция стала по сути нормой для рынка: в нашей компании, например, более 60% нового бизнеса каско – по договорам с франшизой".
Теперь идёт работа с "тонкими настройками" продукта: с системой тарификации каско, использующая принцип работы нейронных сетей. Суть системы в том, что при расчёте стоимости полиса кроме возраста, стажа и других традиционных факторов, учитывается семейное положение, наличие детей, их возраст, вождение ночью и в выходные, и многое другое.
"Чем больше мы знаем о клиенте – тем выгоднее условия каско: по сути, это пример реализации принципа pay as you are, хотя и более традиционный pay as you drive еще принесёт рынку много новшеств", – разъясняет Ольга Захарченко. Ещё одно направление развития страховых технологий, которое изменило рынок каско, это телематика. При покупке полиса с установкой телематического оборудования в нашей компании водитель может сразу получить скидку до 50%. Ещё через три месяца, если оценка качества вождения высокая, он получает или полную отмену франшизы, или её уменьшение, без какой-либо доплаты. Сейчас более половины (55%) клиентов, установивших телематику, претендуют на полную отмену франшизы."
При этом действительно самым популярным видом экономии на полисе каско остаётся франшиза. За последние 10 лет уровень продажи полисов с франшизой на рынке вырос втрое – с 20% до 60% примерно – то есть люди активно пользуются этой услугой.
"А нашем прямом канале (то есть через интернет и колл центр) доля полисов каско с франшизой просто невероятная – 89%", – заключает Ольга Захарченко.
Не набирая скорость
По прогнозам участников круглого стола, авторынок в 2017 году останется на прежнем уровне, и только сегмент подержанных машин незначительно увеличиться. Объёмы автокредитования останутся, как минимум, прежними за счёт программы господдержки.
"В 2017 году, по нашим прогнозам, объем рынка подержанных машин в России вырастет в пределах 5%, – оценивает Андрей Суровцев. – Одним из факторов, который будет сдерживать этот рост, станет требование установки системы "Эра–Глонасс" на все ввозимые в Россию машины, а именно – сложность процедуры реализации этого требования для физических лиц".
Участники рынка лизинга ожидают рост рынка новых авто также в пределах 5%. Сегмент лизинга грузового транспорта прирастёт за счёт программ господдержки, ожидает Андрей Волков.
"Мы тестируем программу автолизинга для физлиц, но это перспектива 2-3 ближайших лет, – говорит он. – Также сейчас на обсуждении у Минфина и Банка России находится реформа лизинговой отрасли, в рамках которой возможно будут внесены изменения в части уплаты НДС для физлиц. Если это произойдёт – лизинговые компании смогут конкурировать с банками в сегменте автокредитования". Источник: Соб.инф.
|
|