По автокредитам  По вкладам  По драг.металлам  По ипотеке  По картам  По кредитам МСБ  По переводам  По потреб.кредитам  По сейфингу
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
29.03.17/12:28
Авторынок на тихом ходу
Российский авторынок продолжает сжиматься. По данным "Ассоциации европейского бизнеса" (АЕБ) за первые два месяца 2017 года падение продаж продолжилась – минус 4,1%. За весь 2016 год продажи упали на 11,1% (было реализовано 1,424 миллиона новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей). Но падение происходит неравномерно, и такие лидеры рынка, как Лада, KIA и Renault, по итогам января-февраля текущего года увеличили продажи, а автозаводы наращивают объёмы производства и отказываются от сокращённых рабочих недель. Какие инструменты поддержат авторынок, обсудили участники круглого стола, организованного порталами "TT Finance" и изданием "Деловой Петербург" 14 марта.

Продажам не разогнаться

На фоне падения продаж дилеры зарабатывают на финансовых услугах. "В 2016 году мы получили хороший финансовый доход за счёт госпрограммы, поддержки производителей: средняя ставка автокредита по госпрограмме составляет 9%, без неё – от 12%. При этом ставки по специальным программам KIA и LADA FINANCE начинаются от 6%", – комментирует директор по страхованию и кредитованию ГК "Терра авто" Андрей Перелыгин. Дилер продаёт KIA, Лада и GM. Порядка 45% всех машин Лада компания продала в 2016 году в кредит, и порядка 50% – всех реализованных KIA. "Кроме того, мы зарабатываем на восстановительном ремонте автомобилей, – добавляет он. – В преддверии введения натурального возмещения по ОСАГО мы стали делать ставку на обслуживание автомобилей и сейчас из всех автомобилей, которые мы ремонтируем, от 10-20% – по ОСАГО".

"На продажи автомобилей, безусловно, влияет сезонный фактор. Есть особенность высоких продаж автомобилей премиум класса в конце года – ноябре, в большей степени – декабре, когда дилеры, стараясь реализовать все автомобили моделей уходящего года, предлагают покупателям скидки и прочие выгодные предложения. Этот факт влияет на существенное увеличение объёма автокредитования в денежном эквиваленте в конце года, однако в количественном эквиваленте разница не столь существенна, поскольку производители бюджетных авто меняют свою стратегию в зависимости от сезона в меньшей степени, и их продажи остаются равномерными в течение всего года, – комментирует заместитель управляющего Петербургским филиалом "Юникредит банка", коммерческий директор региона "Санкт-Петербург Север" Антон Большаков. – В целом, мы можем отметить, что рынок автокредитования прекратил своё падение. По данным "Национального бюро кредитных историй" и "Ассоциации европейского бизнеса", объём автокредитования в 2016 году вырос на 30% по сравнению с 2015 годом. Сейчас мы наблюдаем следующий тренд: рост объёма автокредитования при некотором замедлении темпов сокращения объёма продаж. Зонами развития бизнеса в 2017 году мы видим увеличение объёмов автокредитования за счёт кредитования продаж автомобилей с пробегом на фоне некоторого удешевления автокредитов".

По словам директора департамента розничных банковских продуктов и методологии Балтинвестбанка Андрея Суровцева, на сегодняшний день рынок машин с пробегом является очень перспективным направлением для автокредитования. В январе 2017 года объем вторичного авторынка России, по данным "Автостата", вырос на 2% в количественном выражении по сравнению с тем же периодом 2016 года. В то время как за весь 2016 год этот сегмент рынка прирос на 6%. "Играет роль тот факт, что среднерыночные процентные ставки по кредитам на автомобили с пробегом на 3-4% годовых выше, чем по новым авто. Кроме этого рынок продаж подержанных автомобилей гораздо шире рынка новых машин, поэтому банкам выгодно работать в данном сегменте", – делится Андрей Суровцев. Несмотря на то, что новый автомобиль считается более низкорисковым залогом, основной риск, который несёт банк, связан с заёмщиком, а более высокая процентная ставка по кредиту покрывает риск по автомобилю. "По информации наших партнёров–автодилеров, за последние 2 года доходы от продаж и сервиса по новым автомобилям существенно снизились – падение продаж новых авто у разных дилеров составило от 10 до 40%, – комментирует Андрей Суровцев. – Поэтому в качестве значимого драйвера роста доходов, в том числе и на финансовых услугах при продаже автомобиля в кредит, дилеры рассматривают продажи авто, принятых по трейд–ин".

В "Балтинвестбанке" на автомобили с пробегом приходится около 60% всех выдач по автокредитам. При этом средний чек по программе кредитования автомобилей с пробегом у официального дилера в 1,5 раза выше, чем размер чека на покупку машины в кредит у неофициального дилера.

Автодилеры также отмечают, что рынок машин с пробегом обладает большим потенциалом. По словам Андрея Перелыгина оживление на рынке машин с пробегом был заметен ещё полгода назад в разрезе финансовых продуктов. "Дело было только за банками: мы ждали от них подходящих программ, – комментирует он. – Сейчас многие банки предлагают потребкредиты по таким же ставкам, что и автокредиты. Пока мы продаём в кредит в этом сегменте очень мало машин – около 15%".

На оживление рынка машин с пробегом реагируют не только банки, но и лизинговые компании. "Программы для подержанных машин подразумевают авансовый платёж в размере 20-25%, – комментирует руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнёрами "Балтийский лизинг" Андрей Волков. – Доля б/у машин на рынке будет расти, чего нельзя так уверенно сказать про сегмент новых автомобилей.

Главный драйвер

Если бы не государственная программа субсидирования ставки для покупки машины в кредит, то рынок бы упал ещё больше. Программа действует на машины стоимостью до 1,15 млн рублей при первоначальном взносе не меньше 20%, государство субсидирует 2/3 ставки от ключевой ставки Банка Россия.

"Минимальная ставка по госпрограмме в нашем банке 7,5% – даже кэптивные банки не могут предложить таких условий, – говорит Антон Большаков из "Юникредит банка". – На продажи автокредитов по госпрограмме приходится практически половина всех сделок по автокредитованию. Госпрограмма по-прежнему остаётся одним из ключевых драйверов авторынка на сегодняшний день". В Балтинвестбанке также более половины всех кредитов на покупку новых авто выдано по госпрограмме, и доля таких выдач растёт от месяца к месяцу. "Сейчас в Минпромторге идёт речь об увеличении стоимости машины до 1,4 млн. рублей. Если данное условие будет принято, то оно увеличит продажи машин по госпрограмме ещё больше, – говорит Андрей Суровцев. – Повышение ценового лимита логично, ведь в 2016 году машины подорожали в среднем на 15%".

На рынке лизинга также большую роль сыграла господдержка: в рамках программы Минпромторга, по которой государство субсидирует 10% стоимости предмета лизинга, было выделено 7,5 млрд рублей по всей стране. В 2017 году эта сумма увеличится уже до 10 млрд рублей. "По предварительным данным "Эксперт РА" в 2017 году рынок лизинга вырос на 33%, преимущественно за счёт сделок в 4 квартале. По состоянию на октябрь 2016 г. рост составлял лишь 17% года – комментирует Андрей Волков из "Балтийского лизинга". – По разным оценкам доля автолизинга в общем объёме бизнеса составляет около 30%. Без учёта лизинга ж/д – и авиатехники, сегмент автотранспорта стал, действительно, драйвером роста". В портфеле нового бизнеса "Балтийского лизинга" автотранспорт занимает более 60%: 31% – легковой, 32% – грузовой. Для лизинга грузового транспорта программа Минпромторга оказывает существенную поддержку.

Борьба за клиента

За 2016 году рынок страхования, в Петербурге вырос на 8,1%, почти в два раза меньше, чем в целом по стране. При этом рост в Петербурге был обусловлен страхованием жизни, а основным фактором, довлеющим на рынок, стало автострахование.

При этом количество заключённых договоров снижается, а рост в сегменте ОСАГО обусловлен ростом тарифов в 2016 году. "Число договоров в Петербурге упало на 5,5% в 2016 году, – комментирует заместитель директора СЗРЦ по розничным продажам ОАО "Альфастрахование" Николай Егоров. – Машины выводят из эксплуатации и ничем их не заменяют. Вес моторного страхования в общем портфеле в Петербурге составляет около 30,9 %, а по всей стране вес КАСКО – около 15%. Поэтому в силу такого нетрадиционного объёма, динамика в Петербурге и на Северо-Западе отличается".

Продажи новых машин упали на 11,1% за 2016 год, а снижение объёмов премий страховщики компенсируют за счёт "псевдо-каско", которое дополняет ОСАГО. "И пока вопрос лимитов не решён, страховщики решают его сами с помощью своих продуктов", – отмечает эксперт. По его оценкам число договоров по каско сократилось на 5% за счёт франшизы и дополнительных продуктов. К тому же, в большей степени, покупатели каско – это владельцы новых авто.

По данным Российского союза страховщиков (РСА) за 2016 год в Петербурге было продано на 84 тыс меньше полисов, чем в 2015 году. Получается, что в настоящее время около 8% владельцев транспорта ездит без полиса. В 2017 году всех страховщиков обязали продавать электронные полисы ОСАГО – Е-полисы. И на фоне низкой базы прошлого года произошёл десятикратный рост проникновения полисов ОСАГО: если в 2016 году в РФ менее 1% продавалось Е-полисов, то за первые месяцы 2017 года практически каждый девятый купленный полис ОСАГО – электронный. Но возникли новые риски для страховщиков и страхователей: сайты-клоны мошенников, – комментирует руководитель представительства РСА в СЗФО Петр Щербаков. – С начала 2017 года более 2 000 таких сайтов было прикрыто, даже была попытка создания сайта-клона РСА. Вторая проблема, по словам эксперта, сознательное введение в заблуждение потребителями страховщиков о своём транспорте для того, чтобы заплатить за полис меньше. Этот обман всегда раскрывается позже, но мало кто из компаний будет судиться со страхователями за 1,5-2 тыс. рублей, а не выплатить страховку потерпевшему она не имеет права. Также есть проблема с недоверием потребителей, когда им предлагают перейти на сайт другой страховой компании. По принятым в РСА нормативам, у каждого страховщика есть определённый лимит на продажу Е-полисов, и когда он заканчивается, компания обязана перенаправить со своего сайта покупателя на сайт другого страховщика для покупки полиса.

Петербург не относится к "токсичным регионам", где убыточность по ОСАГО превышает все допустимые пределы из-за автоюристов (в Краснодаре, например, коэффициент убыточности больше 200%). Судебные выплаты в 2016 году в Петербурге составили менее 10% (по России в целом – 14%).

Сами страховые компании в текущих условиях стараются реагировать быстро на новые тенденции и вызовы рынка, внедряя новые технологические решения.

"Несколько лет подряд основным трендом "кризисного" рынка были традиционные бюджетосберегающие опции, – рассуждает руководитель Северо-Западного дивизиона группы "Ренессанс страхование" Ольга Захарченко. – Доля, например, каско с франшизой, стала настолько значительной, что эта опция стала по сути нормой для рынка: в нашей компании, например, более 60% нового бизнеса каско – по договорам с франшизой".

Теперь идёт работа с "тонкими настройками" продукта: с системой тарификации каско, использующая принцип работы нейронных сетей. Суть системы в том, что при расчёте стоимости полиса кроме возраста, стажа и других традиционных факторов, учитывается семейное положение, наличие детей, их возраст, вождение ночью и в выходные, и многое другое.

"Чем больше мы знаем о клиенте – тем выгоднее условия каско: по сути, это пример реализации принципа pay as you are, хотя и более традиционный pay as you drive еще принесёт рынку много новшеств", – разъясняет Ольга Захарченко. Ещё одно направление развития страховых технологий, которое изменило рынок каско, это телематика. При покупке полиса с установкой телематического оборудования в нашей компании водитель может сразу получить скидку до 50%. Ещё через три месяца, если оценка качества вождения высокая, он получает или полную отмену франшизы, или её уменьшение, без какой-либо доплаты. Сейчас более половины (55%) клиентов, установивших телематику, претендуют на полную отмену франшизы."

При этом действительно самым популярным видом экономии на полисе каско остаётся франшиза. За последние 10 лет уровень продажи полисов с франшизой на рынке вырос втрое – с 20% до 60% примерно – то есть люди активно пользуются этой услугой.

"А нашем прямом канале (то есть через интернет и колл центр) доля полисов каско с франшизой просто невероятная – 89%", – заключает Ольга Захарченко.

Не набирая скорость

По прогнозам участников круглого стола, авторынок в 2017 году останется на прежнем уровне, и только сегмент подержанных машин незначительно увеличиться. Объёмы автокредитования останутся, как минимум, прежними за счёт программы господдержки.

"В 2017 году, по нашим прогнозам, объем рынка подержанных машин в России вырастет в пределах 5%, – оценивает Андрей Суровцев. – Одним из факторов, который будет сдерживать этот рост, станет требование установки системы "Эра–Глонасс" на все ввозимые в Россию машины, а именно – сложность процедуры реализации этого требования для физических лиц".

Участники рынка лизинга ожидают рост рынка новых авто также в пределах 5%. Сегмент лизинга грузового транспорта прирастёт за счёт программ господдержки, ожидает Андрей Волков.

"Мы тестируем программу автолизинга для физлиц, но это перспектива 2-3 ближайших лет, – говорит он. – Также сейчас на обсуждении у Минфина и Банка России находится реформа лизинговой отрасли, в рамках которой возможно будут внесены изменения в части уплаты НДС для физлиц. Если это произойдёт – лизинговые компании смогут конкурировать с банками в сегменте автокредитования".

Источник:  Соб.инф.

Перейти на страницу:
Балтинвестбанк (Санкт-Петербург) 
ЮниКредит банк (Санкт-Петербург) 
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика