|
9.03.17/20:05 Финансовые технологии: новые возможности для продвинутых клиентов
Круглый стол "Интернет-банкинг сегодня и завтра" состоялся 20 февраля в "Ассоциации банков Северо-Запада" (АБСЗ). Организовали мероприятие совместно порталы www.finance.ru и www.spbIT.ru.
Президент АБСЗ Владимир Джикович задал тон встрече, напомнив, что Центральный Банк в 2018 году собирается внедрить дистанционную идентификацию клиентов коммерческих банков.
Проект поддерживают Минкомсвязи и Росфинмониторинг, предполагается, что биометрические данные клиентов: фото и голоса занесут в единый реестр.
"Все понимают – за современными технологиями будущее. Недалёк день, когда банков, в привычном понимании уже не будет, их функции будет выполнять большой компьютер", – предсказал он. Если с первой частью утверждения спорить невозможно, то вторая выглядит пока фантастической. Впрочем, возможно, это шутка.
Во всяком случае, цифры подтверждают – то, что ещё недавно было почти недостижимо, нынче уже привычно. Банковских офисов физически становится меньше, потому что операции переводят в виртуальное пространство. Сегодня в Петербурге на 100 тысяч клиентов приходится 32 отделения, а ещё недавно, в 2013 году, приходилось около 40 банковских офисов.
Взгляд банкиров на интернет-технологии
Начальник отдела платёжных сервисов "Сбербанка" по Санкт-Петербургу Анна Ермачкова рассказала, что по итогам 2016 года количество пользователей сервиса автоплатёж ЖКХ выросло на 400% – до 2 887 тыс. (по сравнению с 715 тыс. клиентов по итогам 2015 года). С помощью данного сервиса ежеминутно оплачивается в среднем около 100 счетов. Количество пользователей полноразмерной версии интернет-банкинга Сбербанк Онлайн выросло с начала 2016 года на 31%, и к 1 января 2017 года составило 1 879 тыс. клиентов. Мобильное приложение "Сбербанк онлайн" для iOS, Android и Windows Phone уже установили более 1 191 тыс. петербуржцев (по информации на начало 2017 года), прирост с начала 2016 года составил 92% (было 620 тыс.). Мобильное приложение "Сбербанк онлайн", как и полноразмерная версия интернет-банкинга позволяет производить оплату в адрес 5,5 тыс. организаций Санкт-Петербурга, из которых 3,4 тыс. организаций являются представителями сферы ЖКХ. За 9 месяцев предыдущего 2016 года количество платежей через мобильное приложение составило 30,7 млн транзакций, что в 1,8 раза больше аналогичного периода 2015 года.
В настоящее время в Петербурге реализуется возможность оплаты услуг бюджетных учреждений в режиме онлайн. Наиболее активно это направление развивает "Сбербанк," реализовавший возможность оплаты посредством всех каналов, включая "Сбербанк онлайн" и автоплатёж.
Оплата услуг производится по уникальному идентификатору платёжного начисления (УИН) в адрес бюджетных учреждений. УИН клиента передаётся в "Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах" (ГИС ГМП), предназначенную для сбора данных об оплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг и платежей.
ГИС ГМП работает по принципу "одного окна", информируя клиента о начислениях в его адрес и предоставляя ему возможность своевременно произвести оплату. Система позволяет использовать предзаполненные платёжные реквизиты, что автоматически снижает вероятность появления ошибок при заполнении, а также позволяет сократить время на обслуживание клиента.
Интернет-банк позволяет быстро – буквально за 6 секунд перечислять средства клиентам, это особенно важно для зарплатных проектов.
Дарина Хохлушина, заместитель директора Северо-Западного регионального центра "Райффайзенбанка" по розничному бизнесу сообщила: "Сегодня банк в принципе не может заинтересовать клиента, если у него нет качественного канала дистанционного обслуживания. Очевидно: это один из первоочередных параметров с точки зрения удержания клиентской базы и её наращивания. Инвестиции в IT гораздо эффективнее, чем в развитие сети отделений, потому что себестоимость одних и тех же операций отличается в сотни раз".
По мнению Дарины Хохлушиной, ДБО позволяет существенно разгрузить офисы, и позволяет сотрудникам сконцентрироваться на более серьёзной работе: кросс-продажах, финансовых консультациях по сложным продуктам. Перенося все рутинные операции отделений (переводы, платежи, погашение кредитов, обмен валют) в удалённые каналы, банкиры повышают качество обслуживания своих клиентов сотрудниками фронт-офиса. В идеале персональный менеджер должен быть специалистом более высокого уровня и помогать клиенту правильно структурировать доходы и расходы, планировать накопления в зависимости от его возможностей и его целей.
"Мы, считаем, что клиенты должны иметь равный уровень доступа к сервисам в любом предложенном им канале – в отделении, в Райффайзен-онлайн, в мобильном приложении. Мы не хотели бы фокусироваться только на каком-то одном канале. Но в реальности получается, что в мобильном приложении набор сервисов все равно больше, так как для некоторых операций используется присущий смартфонам функционал – геолокация, камера и так далее", – продолжила Дарина Хохлушина.
В 2016 году в "Райффазенбанке" по Петербургу доля безналичных операций в общем объёме услуг выросла с 50 до 55%, в то время, как в других регионах без учёта Москвы она колебалась в пределах 40% и практически не изменилась за год. По количеству проведённых транзакций в Райффайзен-онлайн самыми популярными в 2016 году были – оплата услуг и внутренние рублёвые переводы между своими счетами и картами. На долю каждого вида операций пришлось по 37%. Внешние рублёвые переводы занимали 19%, а обмен валют – 5% от общего количества транзакций. При этом, по объёму операций самыми популярными транзакциями были операции со срочными депозитами и внутренние рублёвые переводы между своими счетами и картами, по 32% соответственно. На внешние рублёвые переводы в "Райффайзенбанке" пришлось 20% общего количества транзакций, а на обмен валют – 11%. Оплата услуг занимала всего 1%.
"В 2018 году ЦБ РФ планирует ввести процедуру удалённой идентификации с клиентом. Мы заинтересованы в участии в этом "пилоте" и общаемся с регулятором по этому вопросу. Финальное решение будет зависеть от финальной концепции и сроков реализации проекта. На первоначальном этапе введение удалённой идентификации клиентов повлечёт за собой рост инвестиций в IT-инфраструктуру и ПО. Но успешная реализация пилота позволит нам экономить время клиентов, а значит предоставлять им сервис более высокого качества. При прочих равных условиях у банков появится больше возможностей завоевать их доверие", – считает Дарина Хохлушина.
Руководитель по развитию продаж департамента розничного бизнеса Санкт-Петербургского филиала "Промсвязьбанк" Иван Ходак добавил, что в прошлом году "Промсвязьбанк" полностью пересмотрел интерфейс интернет-банка для физических лиц. Теперь он построен на основе User Experience – технологии, которая более дружелюбна и понятна для клиентов.
"Весной 2017 года мы планируем существенно усовершенствовать мобильное приложение. В части новых возможностей в июне 2016 была запущена выдача кредитов в Интернет-банкинге, и за полгода их доля дошла до 30% от всех выданных кредитов", – поделился он данными.
Территориальный руководитель блока "Розничный бизнес" филиала "Санкт-Петербургский" АО "Альфа-банк" Наталия Логинова отметила, что в 2016 году "Альфа-банк" кардинального обновил дизайн мобильного приложения. "Теперь под одной красной кнопкой удобно разместилось меню с возможностью быстрого перехода к самым востребованным услугам: переводам, оплате коммунальных платежей и штрафов, конвертации валют и т.д. Также у нас появился чат поддержки для клиентов, который очень популярен у клиентов. Помимо упрощения сценариев, многое для клиентов банка в мобильном приложении стало бесплатным. Например, оплаты ЖКХ и штрафов ГИБДД, перевод с карты другого банка на карту "Альфа-банка". Благодаря постоянной активной работе над функциональностью приложения у нас на 30% стало больше клиентов в массовом сегменте. Отчасти это объясняется тем, что у людей стало больше смартфонов, но также и тем, что люди теперь меньше боятся пользоваться такими приложениями. Что касается использования клиентами "Альфа-банка" Apple pay и Samsung pay, то только для своих клиентов банк реализовал такую удобную опцию как использование при расчётах Apple pay и Samsung pay даже при заблокированной пластиковой карте. Это очень актуальное предложение для клиентов, которые, например, находятся далеко от офиса Банка и не имеют возможности оперативно перевыпустить карту".
Представитель банка "ВТБ24" Иван Макаров привёл цифры по его банку. Поток клиентов в России сократился почти на 20%, но это не потому что клиентов стала меньше. Это произошло потому что клиенты переходят на дистанционное обслуживание. Нагрузка по операциям на сумму до 50 тыс. руб. упала в 1,3 раза. Это значит – сотрудники заняты более важными функциями. Число пользователей интернет-банка ВТБ24 выросло до 5,3 млн. человек. Общее количество операций в 2016 году увеличилось до 47 млн., это почти в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Совокупный объем операций удвоился: в прошлом году это было 2272 млрд. рублей против 1158 млрд. рублей в 2015 году. Растёт число клиентов, совершающих более 3-х операций в квартал онлайн. За год оно удвоилось и достигло 1,69 млн. человек. Общее количество подключённых клиентов за два года увеличилось в 3,5 раза.
Основные направления – оплата сотовой связи, перевод между счетами, внутренние переводы, переводы Р2Р (между частными лицами).
Apple pay и Samsung pay в ВТБ24 тоже доказали востребованность: их используют более 40 тыс. клиентов (данные по итогам января 2017). Системы запустили минувшей осенью, но оборот по ним уже более 1 млрд рублей. Ожидается, что через них в этом году пройдут более 10 млрд рублей. Лидеры здесь Москва и СПб, причём на СПб приходится 15-20% операций (немного различаются цифры по числу транзакций и по объёму в деньгах).
"Как правило, Apple pay и Samsung pay расплачиваются в кафе. Активный пользователь этих систем тратит 7 тыс. рублей в разных торговых точках", – сказал Иван Макаров.
Заместитель директора по развитию диджитал-проектов диджитал департамента банка "Санкт-Петербург" Игорь Бутенко, сделал сообщение, что в 2016 году они запустили новую версию мобильного банка. "Это отражает наш взгляд на взаимодействие с клиентом. В десктопе у него есть клавиатура, мышка, а вот в мобильном этого нет. Там цена лишнего клика – это ответ на вопрос, будет у нас клиент или нет. Мы так же в прошлом году запустили два сервиса по ДБО для юрлиц. Один "Светофор", даёт клиенту возможность посмотреть статус получателя документа. Второй – "Котировальная доска" – это для клиента-юрлица, который работает с валютой. Такой клиент может почувствовать себя трейдером, он видит ставки, котировки с минимальной маржой. И одновременно это сервис. Банк гораздо лучше знает риск валютного регулирования, понимает законы. У нас увеличивается скорость подключения к интернет-банку. На прошлой неделе мы поздравляли 800-тысячного клиента. Кроме количества, мы прирастаем и качественно: увеличивается доля активных клиентов. Так, 80% кредитов и 70% депозитов сегодня оформляется онлайн", – сказал он.
Общая статистика
Главный редактор портала www.spbIT.ru Александр Янкевич констатировал, что интернет банкинг – один из видов дистанционного банковского обслуживания (ДБО). И этот сегмент интенсивно растёт. По данным аналитиков, в 2014 году физическими лицами по этим технологиям в стране было перечислено 1,7 трлн. рублей и совершено 93 млн. транзакций. В 2016 году их количество возросло уже до 2-х трлн. рублей и 80 млн. транзакций. Юрлицами за эти годы было перечислено 351 трлн. рублей и 392 трлн. рублей соответственно; совершено 750 и более 1 млрд. транзакций. На Северо-Западе через интернет совершается порядка 15-20% всех банковских операций.
Аналитик агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин представил свои данные. Хотя Банк России насчитал в стране 160 млн. счетов с дистанционным доступом физических лиц и 4 млн. счетов с дистанционным доступом юридических лиц, Юрий Брюквин полагает, что их меньше. Правда, агентство принимало во внимание лишь активных пользователей. Таковых оказалось 63,5 млн. физических и 4,3 млн. юридических лиц.
"Но действительно наблюдается активный рост: в 2015 году таких пользователей было заметно меньше 45 млн. граждан и 3,7 млн. юрлиц", – заметил он.
По мнению аналитика, драйверы развития – распространение смартфонов и развитие сетей 3G и 4G. Плюс продвижение продуктов самими банками. Топ банков по интернет-банкингу не сильно отличается от общего рейтинга по клиентам. Основные игроки занимают в совокупности почти три четверти рынка. Эти ведущие банки: "Сбербанк", ВТБ24, ТКС Банк, "Русский стандарт", "Альфа-банк", банк "Хоум кредит", ВТБ.
Отдельно он рассмотрел развитие технологии "мобильный банк". В 2015 году было 15,3 млн. физлиц и 0,4 млн. юрлиц активных пользователей "мобильного банка", а по итогам 2016 года - 35,9 млн. и 0,9 млн. соответственно. Это значит, что рост в этом сегменте более чем двукратный. Сильнейшие игроки в сегменте "мобильного банка" те же, что и по интернет-банкингу. Только степень концентрации выше – на лидеров приходится почти 80%. Малым банкам сложнее развивать мобильные приложения. Так же в этом сегменте видимые доли рынка занимают небанковские организации, прежде всего "Кукуруза". Источник: Соб.инф.
|
|