|
13.02.17/19:55 ЦБ хочет наказывать рядовых сотрудников банка. Это неправильный путь. ЦБ должен в первую очередь искать и наказывать организаторов преступлений, а не рядовых стрелочников
ЦБ хочет наказывать не только руководителей банка и их собственников, но и рядовых сотрудников. Об этом заявил первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов: "Мы планируем оказывать воздействие на деловую репутацию абсолютно всех сотрудников".
Если сказанное понимать буквально, то теперь ЦБ собирается отлучать от профессии абсолютно всех сотрудников банка, включая уборщиц, если сочтёт, что их действия привели к отзыву у банка лицензии. Данная новация вызываем массу самых разных эмоций. От "наконец-то" до "вы сначала с собственниками разберитесь".
В принципе, идея у ЦБ здравая. Если операционисты банка участвовали в формировании так называемых тетрадочных вкладов, их действительно надо наказывать. По всей строгости закона. Вот только как ЦБ собирается определять степень виновности рядового сотрудника в гибели банка? Проводить допросы всех сотрудников умершего банка не входит в его компетенцию. Тем более, если сотрудники уже уволены или уволились. Это прерогатива правоохранительных органов. А без допросов выявить степень виновности крайне сложно, если не невозможно.
Или такой вариант: операционистку могли использовать втёмную. Ей просто сказали при приёме на работу, что действовать надо так. А почему именно так – никто не объяснял. Собственных же знаний обычной операционистке, скорее всего, не хватит для того, чтобы понять, что от неё требуют выполнять преступные действия. Как ЦБ собирается отделять овец от козлищ?
Но даже не это смущает больше всего. Есть масса примеров того, как ЦБ вообще никак не наказывает собственников и топ-менеджеров разорившихся банков. Наиболее вопиющий пример – Анатолий Леонидович Мотылёв. Этот гражданин владел и управлял банком "Глобэкс" до осени 2008 года. Именно тогда этот банк обанкротился, но, по необъяснимым для стороннего человека причинам, был спасён государством.
Казалось бы, Анатолий Мотылёв должен был получить от ЦБ чёрную метку. Так называемый чёрный список банкиров появился у ЦБ в 2005 году. В него включается информация о лицах, чья деятельность в той или иной степени негативно сказалась на функционировании кредитной организации. Составной частью базы являются сведения о лицах, чья деловая репутация признана не соответствующей требованиям статьи 16 федерального закона "О банках и банковской деятельности".
Анатолий Мотылёв просто обязан был находится в этом чёрном списке. ЦБ не должен был разрешать этому гражданину покупать банки и управлять ими. Но, по необъяснимым для стороннего человека причинам, разрешил. В 2012 году Анатолий Мотылёв купил банк "Российский кредит". А в 2015 году уже этот банк оказывается банкротом. ЦБ отзывает у банка лицензию.
История с Анатолием Мотылёвым повторилась дважды. Казалось бы, ЦБ должен как-то отреагировать на то, что один и тот же человек дважды доводит свой банк до банкротства. Например, инициировать возбуждение уголовного дела, инициировать международный розыска данного гражданина с тем, чтобы вернуть его на родину и задать ему массу неприятных вопросов. Однако, ничего этого не происходит.
А теперь ЦБ хочет начать наказывать простых операционисток за банкротство банка. Организаторов преступлений наказывать не хочет, а рядовых стрелочников наказывать хочет. Очень странная позиция. Двусмысленная. Возбуждающая подозрения в коррупции. Понятно, что рядовых стрелочников найти и наказать гораздо проще, чем реальных виновников банкротства банка. У рядовых стрелочников нет ресурсов убежать из страны и осесть навсегда в Лондоне. Но ведь ЦБ даже не пытается ничего сделать для наказания того же Анатолия Мотылёва, виновного в банкротстве уже двух банков (на самом деле, даже больше, ибо в империю Анатолия Мотылева входило четыре банка: "Российский кредит", АМБ, "М-банк" и "Тульский промышленник"). Вот в чём проблема.
На месте ЦБ, надо начинать не с поиска и наказания стрелочников, а с поиска и наказания организаторов преступлений. С того же Анатолия Мотылёва. Это будет более правильным со всех точек зрения. Если потенциальные организаторы преступлений будут изначально знать, что их обязательно найдут и накажут, есть шанс, что, хотя бы некоторые из них, не будут свои преступления совершать. А, значит, не появятся и бедные стрелочники. Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|