Банк "Александровский" 20 декабря сообщил о покупке портфеля автокредитов "Плюс банка" на сумму порядка 300 млн рублей. А 9 декабря банк сообщил о покупке портфеля автокредитов "Заубер банка" примерно на 100 млн рублей. В результате только этих двух сделок портфель автокредитов вырос до 650 млн рублей, или почти в три раза.
"На этапе активного развития бизнеса приобретение автокредитов – это возможность быстро нарастить кредитный портфель за счёт качественных активов с хорошей доходностью", – отметил председатель правления банка "Александровский" Евгений Михайлович Лотвинов
В "Заубер банке" в ответ на вопрос "Зачем продали?" сообщили, что им предложили хорошую цену за их качественный портфель автокредитов. Тем не менее, в банке считают подобную сделку единичной, так как нынешняя стратегия банка не предусматривает такого сценария на постоянной основе.
В сентябре руководство банка "Александровский" объявило о том, что
"Банк начинает серию слияний и поглощений". Уже тогда реализуемость подобной стратегии в сегодняшних условиях казалась нереалистичной. То, что банк, в итоге, начал скупать портфели кредитов других банков вместо скупки самих банков, косвенно подтверждает правильность сделанных тогда предположений.
В сентябре Евгений Лотвинов в шутку сказал, что хочет сделать свой банк "системно-значимым игроком". Реальные дела банка говорят о том, что, то была не совсем шутка. Банку явно недостаточно скорости органического роста. Но и скупать банки в нужных количествах у него, похоже, не получается. Поэтому интуиция подсказывает, что скупка кредитных портфелей будет продолжаться и дальше.
С одной стороны, в последнее время появились некоторые признаки оптимизма по поводу платёжного поведения заёмщиков.
"Просроченная задолженность физических лиц" с сентября 2016 года начала снижаться. Правда, это может означать не только то, что заёмщики стали "более хорошо" обслуживать свои кредиты. Гораздо более реально выглядит другой вариант – просрочка снижается потому, что у российских банков снова начали расти кредитные портфели (смотри график
"Кредиты физическим лицам"). У новых кредитов просрочка сначала минимальна, и это размывает долю старой просрочки в кредитах.
Так что, пока никаких оснований для оптимизма нет. После небольшой коррекции просрочка может вновь начать расти. Что, на самом деле и будет после того, как цена на нефть, достигнув максимума на некоем уровне, развернётся, и вновь начнёт падение к новым низинам.
А это значит, что, скупая сейчас кредитные портфели (пусть даже и выглядящие качественно на сегодняшний день), банк "Александровский" лишь умножает свои будущие потери при реализации негативного сценария развития российской экономики. Ведь каждый просроченный кредит потребует создания резервов. Резервы вычитаются из прибыли, а если её не хватает – из капитала банка. Если капитала также перестаёт хватать, то вариантов будет всего два – или быстрое-быстрое вливание живых денег в капитал от акционеров (в реальности – от Игоря Лейтиса), или отзыв лицензии и банкротство банка. Вряд ли к тому времени банк успеет вырасти настолько, что станет системно значимым хотя бы в рамках отдельно взятого города Санкт-Петербурга.
То есть, вариант санации будет иметь гораздо меньшие шансы на успех, чем другие два варианта. Какой из оставшихся двух вариантов (при осуществлении неблагоприятного сценария) будет реализован? Это будет зависеть от желания и возможностей акционеров в то время.
Вот, например, банки "Пересвет" и "Татфондбанк" достаточно системно значимые, и, возможно, акционеры этих банков хотели бы им помочь, чтобы спасти от банкротства, но возможностей таких, похоже, нет. Поэтому, оба банка находятся в подвешенном состоянии: ни живы – ни мертвы. Причём, "Пересвет" уже достаточно долго, два месяца, с 21 октября, когда ЦБ назначил в банк временную администрацию. Для обоих банков ищутся деньги.
Но пока банк "Александровский" растёт, и у него всё хорошо.
P.S.: вот только не надо думать, что я специально гадости ищу. Я лишь обозначаю возможные риски. Реализуются они или нет – мне не ведомо. Но знать эти риски необходимо уже сегодня, чтобы потом не бегать с широко раскрытыми от удивления и ужаса глазами, как это сейчас делают клиенты банка "Пересвет" и "Татфондбанка".