Банк "Ак барс" 19 декабря 2016 года рассказал о разработанной стратегии, в соответствии с которой банк планирует в течение пяти лет увеличить активы в два раза. Об этом на пресс-конференции рассказал председатель правления банка "Ак барс" Зуфар Гараев: "Активы удвоятся к 2021 году (к концу 2021 года) в случае органического сценария роста – с сегодняшних 450 млрд рублей до 900 млрд рублей. И прибыль в 2021 году должна достигнуть значения примерно в 11 млрд рублей". Не забыло руководство банка и о пополнении капитала. Председатель совета директоров банка "Ак барс" Валерий Сорокин заявил: "В середине следующего года [на сумму] порядка 10 млрд рублей мы увеличим уставный капитал из общего объёма объявленных ранее акций". И добавил: "Капитал должен соответствовать масштабу бизнеса".
На первый взгляд, ничего необычного в сказанном нет. Банк имеет полное право ставить перед собой амбициозные планы по росту бизнеса. А капитал у быстро растущего банка должен расти вместе с ростом активов. Вот только атмосфера, сложившаяся в последние дни вокруг банка "Ак барс" в частности, и вокруг татарских банков в целом, заставляет усомниться в правдоподобности сказанных руководством банка слов, и в реальности продекларированных планов.
Что значит в течение пяти лет увеличить активы в два раза? Это значит, что банк хочет расти ежегодно на 15% (с учётом так называемых сложных процентов). Насколько такие планы реальны в существующих сегодня в РФ условиях? Давайте посмотрим на
"Динамику активов банковской системы РФ". По графику видно, что ещё совсем недавно озвученные планы банка по росту бизнеса казались бы даже недостаточно амбициозными. С 2011 года по 2015 год рост активов российской банковской системы колебался, в основном, в диапазоне 15-25%. Но уже в первой половине 2016 года темпы роста снизились до 5-10%, а во второй половине года снизились практически до нуля. Ничего удивительного в таком поведении графика нет. Ведь с начала 2015 года РФ находится в экономическом кризисе. В таких неблагоприятных экономических условиях обещать рост на 15% в год в течение пяти лет – это ни на чём не основанные фантазии.
Не всё будет просто и с пополнением капитала. Крупнейшим акционером банка на сегодня являются власти Татарстана, которым принадлежит, прямо или косвенно, более 50% уставного капитала. Смогут ли власти найти в своём бюджете необходимые суммы? Принимая во внимание идущий в стране уже два года экономический кризис – вряд ли. Смогут ли найти необходимую сумму предприятия, так или иначе зависимые от региональных властей? Тоже вряд ли. По тем же самым причинам. Шанс на благоприятный исход, конечно, существует. Например, если с России снимут санкции. Или внезапно в стране закончится экономический кризис. Или цена на нефть и прочие сырьевые товары устремится в заоблачную высь. Или на землю спустятся инопланетяне с мешком денег, и подарят их Татарстану. Пожалуй, последний вариант, из перечисленных, имеет больше шансов на воплощение, чем все остальные.
Да что ходить далеко в будущее. Давайте посмотрим на реалии сегодняшнего дня. Власти Татарстана не смогли найти денег для поддержки (пока он ещё был жив) второго по размеру банка Татарстана – "Татфондбанка". Ни сами не смогли найти, ни зависимые от властей предприятия Татарстана не смогли найти. Это привело к тому, что данный банк сегодня находится в подвешенном состоянии – ни жив, ни мёртв. ЦБ ввёл в банк временную администрацию с целью изучить возможность его санации. Почти все операции банка остановлены. Но даже санация банка находится под очень большим вопросом, так как, по слухам, размер дыры в банке составляет 80-120 млрд рублей, а у региональных властей таких денег нет. И у зависимых от них предприятий таких денег тоже нет.
Это уже говорит о многом, если не обо всём. Если не нашлись деньги для спасения второго по значимости банка республики, то откуда возьмутся деньги для поддержания первого по значимости банка республики?
Получается, что реальность всего сказанного руководством банка "Ак барс" на пресс-конференции приближается к нулю. Зачем же тогда эти слова были произнесены? На самом деле, совсем не сложно догадаться. В последние дни банковскую систему Татарстана лихорадит. Причём, уже всю систему. Началось всё с "Татфондбанка". А дальше по принципу домино начали сыпаться другие банки.
"Тимер банк", сначала ввёл ограничения по операциям в банкоматах, а потом (с 16 декабря) и вовсе остановил обслуживание своих карт. А с 19 декабря ввёл лимит по выдаче вкладов. "Татагропромбанк" с 20 декабря, якобы, временно, ввёл ограничения на выдачу вкладов, сообщив об этом на своём сайте. Ограничения в банке объяснили "резким увеличением количества заявок на досрочное расторжение договоров банковского вклада физическими лицами". В "Интехбанке", по слухам, введено частичное ограничение в проведении платежей через систему "банковских электронных срочных платежей" (БЭСП).
Так что, проведённая банком пресс-конференция – это (говоря красивыми, мудрёными словами) не более, чем вербальная интервенция. Призвана была поддержать банк исключительно на словах, без каких-либо реальных дел. Чисто PR проект, призванный погасить панику. Наверное, главными словами на этом мероприятии были следующие, сказанные Валерием Сорокиным: "Важно обратить внимание всех сомневающихся – аналитиков, рисковиков, рейтинговых агентств – на тот факт, что акционеры банка и республика Татарстан определяют "Ак барс" как один из ключевых финансовых институтов, и заинтересованы в его стабильном и успешном развитии".
Однако, всё это пока не слишком убедительно. Ибо судить надо по делам, а не по словам. Слова можно говорить сколь угодно красивые и правильные, но, если они не подкрепляются делами, верить словам нельзя. Я – не верю.