Приватизация российской нефтяной компании "Роснефть" взбудоражила общественность, и подняла очень много вопросов. Я не буду растекаться по древу на тему взаимоотношений "Роснефти", трейдера Glencore, суверенного фонда Катара, итальянского банка Intesa, на тему кто сколько на самом заплатил и откуда взял деньги. Эти дела тёмные, потому как информацию журналистам приходится буквально выцарапывать по крупицам. Никто ничего не желает раскрывать. Но, что-то удалось узнать.
Я хочу затронуть другой вопрос. Нам известно, что 19,5% акций "Роснефти" было продано за 10,2 млрд евро. То есть, вся компания, исходя из этой оценки, стоит 52,3 млрд евро, или 56,3 млрд долларов (исходя из кросс-курса евро-доллара на 7 декабря 2016 года). Вроде бы неплохо. Но только, если не вспоминать предыдущие сделки купли-продажи с участием "Роснефти". А их за последние несколько лет было несколько.
ЮКОС
Начать надо с активов нефтяной компании ЮКОС. Сначала по дешёвке, с использованием так называемой "прокладки", был куплен "Юганскнефтегаз", принадлежавший ЮКОСу. Никому неизвестная компания "Байкалфинансгруп" 19 декабря 2004 года победила в аукционе по реализации 76,79% акций компании, предложив 261 млрд рублей (9,4 млрд долларов по курсу на 18 декабря). Чуть погодя, сама "Байкалфинансгруп" была куплена "Роснефтью" за 10 000 рублей. Ещё раз прописью – десять тысяч рублей. Когда об этой сделке стало известно, наверное, все граждане нашей необъятной страны задали сами себе риторический вопрос, типа: "А можно и нам за 10 000 рублей купить нечто подобное?".
С марта по август 2007 года проводилась распродажа оставшегося имущества ЮКОСа в рамках конкурсного производства. Общая сумма, заплаченная "Роснефтью" за активы ЮКОСа в этот период, составляла 582,783 млрд рублей (22,6 млрд долларов по среднему курсу за эти месяцы).
Суммарно, за активы ЮКОСа "Роснефть" заплатила 32 млрд долларов (9,4+22,6).
ТНК-BP
В 2013 году "Роснефть" купила ТНК-BP. Стоимость покупки отличается в разных источниках. Путались "Ведомости". Даже сама "Роснефть" путалась в показаниях.
Сначала, 21 марта 2013 года, компания сообщила, что заплатила 16,65 млрд долларов британской нефтегазовой компании British petroleum за 50% ТНК-BP, и 27,73 млрд долларов российскому консорциуму AAR (Alfa Access Renova) в составе "Альфа-групп" Михаила Фридмана, "Access industries" Леонарда Блаватника и "Ренова" Виктора Вексельберга за остальные 50% ТНК-BP. То есть, суммарно – 44,38 млрд долларов.
В тот же день (21 марта 2013 года) президент РФ Владимир Путин на встрече с президентом "Роснефти" Игорем Сечиным и главой ВР Робертом Дадли заявил совсем другую цифру: "Это, как я понимаю, самая крупная сделка прямой купли-продажи в мировой экономике сегодня, объёмом в 61 млрд долларов". Откуда он её взял, естественно, ни он сам, никто другой, не пояснили.
Через девять месяцев, 18 декабря 2013 года "Ведомости" сообщили следующее: "В марте "Роснефть" завершила приобретение ТНК-ВР. Сумма сделки составила $61 млрд: консорциум ААР получил за 50% TNK-BP Limited $27,73 млрд, BP – $16,65 млрд и 12,84% "Роснефти".
А через год и восемь месяцев (28 ноября 2014 года) те же "Ведомости" со ссылкой на сообщение "Роснефти" написали, что денежная часть обеих сделок составила 44,38 млрд долларов, а общая сумма сделки – 54,5 млрд долларов.
Наверное, наиболее адекватной цифрой будет являться 54,5 млрд долларов.
"Башнефть"
В 2016 году "Роснефть" купила "Башнефть" за 330 млрд рублей (5,17 млрд долларов).
Итог
Суммарно нефтяная компания "Роснефть", находясь под управлением Игоря Сечина, потратила на покупки 91,67 млрд долларов (32+54,5+5,17). И ещё что-то должна была стоить сама компания до всех этих покупок, потому что она возникла не на пустом месте. Я нашёл следующие цифры: на 1 января 2004 года (до начала скупки кусков ЮКОСа) капитализация "Роснефти" составляла 11,2 млрд долларов. То есть, суммарно сейчас компания должна стоить не менее 103 млрд долларов.
А теперь вернёмся к началу статьи, и вспомним, что по итогам только что прошедшей приватизации вся компания стоит 56,3 млрд долларов. Это почти в два раза дешевле, чем она должна стоить к настоящему моменту. Куда делась половина стоимости?
Кто-то может сказать в оправдание так называемого "эффективного" менеджера Сечина, что цена на нефть упала, и поэтому снизилась капитализация возглавляемой им нефтяной компании. Да, упала. Но тогда скажите, зачем было покупать ТНК-ВР в 2013 году практически на максимуме цен на нефть (смотри график
"Динамика цен на нефть с 1983 года по 2016 год"). ТНК-ВР была куплена по максимально возможной цене. Разве так поступают по-настоящему эффективные менеджеры? Нет, они по максимальной цене продают активы. А покупают по минимальной цене. Неужели нельзя было подождать всего три года, и купить ту же самую ТНК-ВР за гораздо меньшие деньги? Покупка ТНК-ВР по максимальным ценам – это, как минимум, разбазаривание государственных денег, поскольку "Роснефть" является государственной компанией. А, как максимум, предательство. За это 60 лет назад в нашей стране могли и расстрелять. А в Китае и сегодня могут расстрелять.
Кто-то может сказать в оправдание так называемого "эффективного" менеджера Сечина, что никто не мог предсказать такого падения цен на нефть. А вот тут с защитниками данного гражданина категорически не соглашусь. Потому что, будучи главой одной из крупнейших нефтяных компаний мира, ты просто обязан предсказывать движения цен на нефть, чтобы балансировать бюджет компании, и адекватно планировать будущие инвестиции компании. Если ты не умеешь этого делать – тебе нечего делать во главе нефтяной компании. Гражданин Сечина наглядно и убедительно показал, что он не умеет этого делать.
Он это доказал ещё 29 сентября 2014 года, когда заявил следующее: "Ниже 90 долларов за баррель цена на нефть не упадёт. Это связано с рядом факторов. Но и 90 долларов хорошая цена. Она позволяет работать". В тот день нефть стоила 97 долларов за баррель. А буквально через пару недель после сказанных Сечиным слов цена рухнула ниже указанного им невозможного уровня. И остаётся ниже этого уровня уже больше двух лет.
Впрочем, о том, что гражданин Сечин абсолютно никакой стратег, абсолютно никакой аналитик, было известно очень давно. Для этого достаточно посмотреть всего на один крохотный пункт его биографии. Игорь Иванович Сечин вступил в КПСС в 1990 году. В девяностом году, Карл! Когда все умные люди из этой партии начинали выходить. Это всё, что нужно знать про аналитические способности данного российского топ-менеджера.
Поэтому, когда в следующий раз вы услышите по телевизору, как гражданин Сечин пытается сказать типа умный весчь, просто закройте уши, или переключите канал телевизора. Ничего умного данный гражданин сказать не может в принципе. Выслушав его, вы можете принять неверное решение, доверившись этому некомпетентному человеку. Это может плохо сказаться на вашем материальном благополучии. Так что слушать его не стоит.
P.S.: посмотрел я на динамику цены акций нефтяной компании Exxon Mobil. Это та компания, руководитель которой Рекс Тиллерсон может стать госсекретарём США (по-нашему – министр иностранных дел). Да, с марта 2014 года по август 2015 года капитализация компании уменьшилась на 27%. Но с тех пор она выросла на 23%. Итоговое падение за указанный период (с марта 2014 года по настоящее время) составило всего 11%. Если же взять период с марта 2013 года, когда наша доблестная "Роснефть" покупала ТНК-ВР, то капитализация Exxon Mobil с тех пор выросла на 1,5%. А капитализация "Роснефти" под управлением гениального Сечина упала за три года почти в два раза (в начале 2013 года, то есть, до покупки ТНК-ВР она составляла 90-100 млрд долларов).