|
13.12.16/17:49 Fitch подтвердило рейтинги "Сбербанка", "Внешэкономбанка", "Газпромбанка", "Россельхозбанка"
Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 7 декабря 2016 года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте "Сбербанка", "Внешэкономбанка" ("ВЭБ") на уровне "BBB-", сообщила пресс-служба агентства.
Кроме того, Fitch подтвердило долгосрочные РДЭ "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" на уровне "BB+". Прогноз по РДЭ всех эмитентов – "Стабильный".
Подтверждение рейтингов "Сбербанка" и ВЭБа на одном уровне с суверенным рейтингом ("BBB-"), а также "Россельхозбанка" и "Газпромбанка" на уровне "BB+" отражает мнение Fitch об очень высокой готовности российских властей предоставлять этим банкам поддержку в случае необходимости. Это мнение принимает во внимание следующие факторы:
(i) мажоритарные доли в этих банках принадлежат государству (100% в ВЭБе и "Россельхозбанке" принадлежит государству, 50%+1 акция в "Сбербанке" принадлежит Центральному банку России ("ЦБ РФ")) или имеется высокая степень контроля и надзора со стороны государства через квазигосударственные структуры (в случае "Газпромбанка"), прежде всего через основателя и акционера этого банка, ПАО Газпром ("BBB-"/прогноз "Стабильный");
(ii) исключительно высокая системная значимость "Сбербанка" из-за доминирующей доли рынка (около 30% активов банковской системы и 46% розничных депозитов на конец 3 кв. 2016 г.), статус ВЭБа как банка развития, важная роль Россельхозбанка в проводимой политике поддержки сельскохозяйственного сектора и высокая системная значимость "Газпромбанка" для банковского сектора;
(iii) история поддержки капиталом ВЭБа, "Газпромбанка" и "Россельхозбанка", а также
(iv) высокие репутационные риски в случае потенциального дефолта банков для российских властей/акционеров под госконтролем.
Подтверждение рейтингов ВЭБа также отражает ожидания Fitch, что банк в краткосрочной-среднесрочной перспективе получит достаточную и своевременную поддержку от государства, чтобы усилить устойчивость, поддержать валютную ликвидность, и обеспечить способность банка обслуживать свои обязательства перед кредиторами.
РДЭ "Сбербанка" также отражают самостоятельную кредитоспособность банка в соответствии с его рейтингом устойчивости "bbb-".
Рейтинги "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" находятся на один уровень ниже рейтингов "Сбербанка" и ВЭБа, так как "Газпромбанк" и "Россельхозбанк" не имеют такой же исключительной значимости для банковской системы, как "Сбербанк", или статуса банка развития, как ВЭБ. Разница в одну ступень между суверенным рейтингом и рейтингами "Россельхозбанка" и "Газпромбанка" также отражает следующие моменты: (i) задержки с предоставлением значительной поддержки капиталом от государства у "Россельхозбанка" и потенциально сохраняющуюся потребность "Россельхозбанка" в капитале (ii) то что "Газпромбанк" не находится в прямой мажоритарной собственности государства.
Рейтинги приоритетного необеспеченного долга (включая эмиссии долга, проведённые спецюрлицами) находятся на одном уровне с РДЭ соответствующих банков.
Рейтинги субординированного долга "старого образца" находятся на один уровень ниже соответствующих долгосрочных РДЭ. Рейтинги субординированного долга "нового образца" находятся на один уровень ниже рейтингов устойчивости соответствующих банков ввиду наличия триггеров по абсорбированию убытков. По выпускам долга "нового образца" предусмотрена возможность списания купонов/основной суммы долга, которая будет срабатывать в следующих случаях: (i) регулятивный показатель достаточности базового капитала у банка снизится до уровня менее 2%; или (ii) Агентство по страхованию вкладов ("АСВ") приобретёт контрольный пакет акций в банке или предоставит ему финансовую помощь в рамках одобренного плана предотвращения банкротства. Последний сценарий возможен, если банк нарушит какие-либо из обязательных требований к капитализации или определённые другие требования к ликвидности и капиталу.
Рейтинги долга, выпущенного "Сбербанком", ВЭБом, "Россельхозбанком", "Газпромбанком" и их дочерними структурами, относятся к эмиссиям, проведённым до 1 августа 2014 г.
"Сбербанк"
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" "bbb-" отражает (i) исключительно сильную конкурентную позицию банка ввиду его доминирующей доли российского банковского сектора, (ii) значительную долю беспроцентных текущих счетов и в целом дешёвую и стабильную базу фондирования и, как следствие, хорошую чистую процентную маржу и прибыльность до отчислений в резервы, и (iii) умеренные кредитные потери в течение всего кредитного цикла, что позволяет банку показывать хорошую чистую прибыль.
Неработающие кредиты у "Сбербанка" составили 4,9% от кредитного портфеля на конец 9 мес. 2016 г. (2015 г.: 5%), а ещё 4,6% приходилось на реструктурированные обесцененные, но работающие кредиты (2015 г.: 4,3%). Неработающие и реструктурированные кредиты хорошо покрыты резервами: в конце 3 кв. 2016 г. покрытие резервами составляло 73%. По оценкам Fitch, расходы Сбербанка на резервы под обесценение снизились до 1,9% валовых кредитов за 9 мес. 2016 г. с 2,5% в 2015 г., и мы ожидаем дальнейшее умеренное снижение, вероятно до 1,5% в 2017 г., с учётом того, что экономика перейдёт к росту (по прогнозам Fitch, ВВП России вырастет на 1,3% в 2017 г. после сокращения на 0,5% в 2016 г.). Расходы на резервирование кредитного портфеля должны быть с запасом покрыты прибылью до резервов (5,5% средних валовых кредитов за 9 мес. 2016 г. в годовом выражении), что позволит "Сбербанку" показать хорошую чистую прибыль на уровне около 20% от среднего капитала в 2017 г. (9 мес. 2016 г.: 21%).
Показатель основного капитала банка по методологии Fitch улучшился до 11,4% в конце 3 кв. 2016 г. (2015 г.: 9,1%). Норматив достаточности основного капитала Н1.2 также был адекватным на уровне 8,9% в конце 3 кв. 2016 г. Таким образом, капитализация "Сбербанка" находится на комфортном уровне, даже с учётом растущих регулятивных требований по достаточности капитала (ввиду постепенного ежегодного увеличения надбавок к минимальному уровню достаточности капитала). Минимальное значение Н1.2 для системно значимых российских банков составит 7,6% с 1 января 2017 г. и 8,5% с 1 января 2018 г. Мы полагаем, что достаточность капитала продолжит укрепляться ввиду хорошей прибыльности и ограниченных планов по росту кредитного портфеля (мы ожидаем, что такой рост будет выражен однозначными числами в 2017 г.), хотя потенциальное повышение дивидендных выплат в госбюджет может несколько сдержать наращивание капитала.
Сильный профиль фондирования "Сбербанка" подкрепляется его доминирующей долей в 46% в сегменте розничных депозитов и значительной долей клиентского фондирования до востребования (20%) в пассивах, что приводит к низкой средней стоимости фондирования: около 4,7% за 3 кв. 2016 г. (2015 г.: 5,8%). Зависимость от фондирования с рынков капитала (10% пассивов) снижается, и выплаты "Сбербанком" такого фондирования в 2017 г. ограничены 3 млрд. долл. (1% от обязательств на конец 3 кв. 2016 г.). На конец 3 кв. 2016 г. "Сбербанк" имел значительный запас ликвидных активов (в национальной и иностранной валюте), и общий запас ликвидности превышал 20% от обязательств.
"Газпромбанк"
Подтверждение рейтинга устойчивости на уровне "bb-" отражает ожидания Fitch по поводу стабилизации качества активов и показателей капитализации ввиду выхода российской экономики из рецессии, недавней реструктуризации рисков по испытывающей трудности компании из металлургической и горнодобывающей отрасли (4% от валовых кредитов, или 0,3x от капитала 1 уровня по Basel I на конец 9 мес. 2016 г.), улучшения перспектив возвратности средств в отношении других крупных высокорисковых активов (7% от валовых кредитов, или 0,6x от капитала 1 уровня) и взносов капитала на сумму 85 млрд. руб., планируемых "Газпромом" в ближайшей перспективе, что обеспечит увеличение капитала 1 уровня на 1,8 п.п.
Неработающие кредиты немного увеличились: до 3% от всех кредитов на конец 9 мес. 2016 г. по сравнению с 2% на конец 2015 г. Увеличение непросроченных обесцененных кредитов было более существенным, до 23% по сравнению с 20%, ввиду реструктуризации кредитов компаниям металлургической и горнодобывающей отрасли. В этом контексте Fitch рассматривает резервы под обесценение кредитов у банка на уровне 8,4% от кредитного портфеля на конец 9 мес. 2016 г. как лишь умеренные. Дополнительные риски по качеству активов могут быть обусловлены крупными рисками у "Газпромбанка" по небанковским дочерним структурам со слабым финансовым профилем (0,4x капитала I уровня на конец 9 мес. 2016 г.).
Показатель основного капитала по методологии Fitch был низким: 2,7% на конец 9 мес. 2016 г., примерно на уровне конца 2015 г. (3%). В то же время дополнительный капитал высокого качества, который может быть использован для абсорбирования убытков, включая привилегированные акции в собственности российского Министерства финансов и АСВ, составлял ещё 4% активов, взвешенных с учётом риска, на конец 9 мес. 2016 г. В результате предстоящих взносов капитала прирост основного капитала по методологии Fitch и норматива достаточности базового капитала Н1.1 (7,8% на конец октября 2016 г.) может составить вплоть до 1,3 п.п., а норматива достаточности основного капитала Н1.2 (8% на конец октября 2016 г.) и норматива достаточности капитала Н1.0 (12,3% на конец октября 2016 г.) вплоть до 1,8 п.п. по каждому из показателей. Прибыльность остаётся слабой, однако улучшается: чистая прибыль за 9 мес. 2016 г. составила 5% (в годовом выражении) от среднего капитала в сравнении с чистым убытком, равным 15% от среднего капитала в 2015 г.
Ликвидность остаётся хорошей, поскольку основные источники ликвидности (денежные средства и краткосрочные банковские размещения) составляли 15% от обязательств на конец 9 мес. 2016 г., а не обременённые залогом долговые ценные бумаги и кредиты, которые могли быть использованы для операций репо с ЦБ РФ, составляли ещё 18%. Погашения долга, привлечённого на финансовых рынках, в 2017 г. равны небольшой доле в 2,4% от обязательств на конец 9 мес. 2016 г.
"Россельхозбанк"
Рейтинг устойчивости "Россельхозбанка" "b-" отражает уязвимую капитализацию банка ввиду существенного объёма незарезервированных проблемных кредитов и слабого генерирования капитала за счёт прибыли. В качестве позитивного момента рейтинг устойчивости также принимает во внимание комфортный на сегодня запас ликвидности у банка.
На конец 1 полугодия 2016 г. неработающие кредиты у "Россельхозбанка" составляли 17,8% от валовых кредитов и имели умеренное покрытие резервами под обесценение кредитов в 54%, в то время как незарезервированная часть составляла до 80% от капитала по МСФО. Кроме того, работающие, но находящиеся в зоне риска (watch list) кредиты составляли ещё 2,3% от всех кредитов, и дополнительные риски связаны с реструктурированными кредитами банка (33% от всех кредитов, однако эти кредиты частично пересекаются с неработающими кредитами).
Качество 20 крупнейших групп заёмщиков (30% от всех кредитов на конец 3 кв. 2016 г.) является в целом адекватным, в то время как кредиты за пределами двадцати крупнейших могут быть более рискованными, в особенности с учётом того, что у многих из них процентные ставки являются субсидируемыми и имеются льготные периоды по погашению основного долга. Качество розничного кредитования является приемлемым, о чём свидетельствует показатель генерации неработающих кредитов (рассчитывается как чистое увеличение неработающих кредитов плюс списания и продажи, поделённые на средние работающие кредиты) на низком уровне в 1,8% (в годовом выражении) в 1 полугодии 2016 г.
Показатель основного капитала по методологии Fitch у "Россельхозбанка" был на низком уровне в 3,6% на конец 1 полугодия 2016 г. В то же время показатель достаточности капитала по соглашению Basel II и норматив достаточности основного капитала Н1.2 на уровнях 7,4% и 9,7% соответственно поддерживались привилегированными акциями, держателями которых являются российское Министерство финансов и АСВ. Fitch рассматривает этот капитал как капитал хорошего качества, который может быть использован для абсорбирования убытков. По оценкам Fitch, на конец 10 мес. 2016 г. подушка регулятивного капитала у банка была достаточной для увеличения резервов под обесценение кредитов до 13% без нарушения минимальных требований к капиталу. "Россельхозбанк" ожидает дальнейшую поддержку капиталом на сумму 15 млрд. руб. (приблизительно 0,6% от активов, взвешенных с учётом риска, на конец 10 мес. 2016 г.) в 2017 г. в рамках программы развития сельскохозяйственного сектора, однако эта рекапитализация не является значительной относительно размера незарезервированных неработающих кредитов и других потенциальных кредитных рисков.
"Россельхозбанк" имеет существенную зависимость от фондирования, привлекаемого на финансовых рынках (31% обязательств на конец 3 кв. 2016 г., что представляет собой понижение относительно 39% на конец 2015 г.), из которых половина была в иностранной валюте. С учётом зарубежных санкций, привлечение внешнего рефинансирования не является возможным, поэтому банк замещает его привлечениями внутри страны. Потребности в рефинансировании на 2017 г. являются умеренными, включая в основном еврооблигации и внутренние облигации, которые в сумме составляют 215 млрд. руб. (9% от обязательств). На конец 3 кв. 2016 г. Россельхозбанк имел ликвидные активы (денежные средства, краткосрочные банковские размещения и не обременённые залогом ценные бумаги, которые могут быть использованы для операций репо) на сумму около 460 млрд. руб. (эквивалент 7,3 млрд. долл.), что было достаточным для погашения всего фондирования, привлечённого на финансовых рынках, до конца 2018 г. В то же время банк планирует заместить обязательства с наступающими сроками за счёт привлечения клиентских депозитов, хотя стоимость такого фондирования остаётся высокой (9% за 9 мес. 2016 г.), что оказывает давление на чистую процентную маржу банка (3% за 9 мес. 2016 г.).
Факторы, которые могут влиять на рейтинги в будущем
Рейтинговые действия по РДЭ всех структур, рассматриваемых в настоящем комментарии, скорее всего, будут повторять рейтинговые действия по суверенным рейтингам России. Дополнительное давление на обусловленные поддержкой рейтинги "Газпромбанка" возможно в случае существенного сокращения доли в собственности квазигосударственных структур или значительного ослабления связей между банком и российскими властями.
Потенциальное введение законодательства bail-in, которое в настоящее время обсуждается в России, не обязательно приведёт к автоматическому понижению уровней поддержки долгосрочных РДЭ государственных банков, поскольку мы полагаем, что с учётом фактора государственной собственности и роли банков в проводимой политике им будет доступна упреждающая поддержка. Однако, если, по нашему мнению, потенциальное законодательство bail-in существенно ослабит готовность властей поддерживать государственные банки, Fitch может понизить уровень поддержки долгосрочного РДЭ "Сбербанка" и РДЭ "Газпромбанка" и "Россельхозбанка".
В случае значительного ослабления готовности материнских банков предоставлять поддержку дочерним структурам (не ожидается Fitch в настоящее время) также возможны понижения рейтингов дочерних структур.
Рейтинги устойчивости
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" может быть понижен в случае понижения рейтинга России, что отражает потенциальное негативное влияние более слабой операционной среды на показатели кредитоспособности банка. Существенное ослабление качества активов и капитала у банка тоже может повлечь за собой понижение рейтинга устойчивости "Сбербанка", хотя Fitch рассматривает любой из таких сценариев как маловероятный в краткосрочной перспективе. Повышение рейтинга устойчивости "Сбербанка" потребовало бы повышения суверенного рейтинга и заметного улучшения операционной среды.
Рейтинги устойчивости "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" могут быть понижены в случае ослабления качества активов или капитализации. Повышение рейтингов потребовало бы существенного сокращения проблемных кредитов, унаследованных с предыдущих периодов, или заметного улучшения капитализации. Источник: Соб.инф.
|
|