Правительство 30 сентября 2016 года разрешило "Роснефтегазу" положить на депозит в "Газпромбанк" гигантскую сумму в 1,8 трлн рублей. Деньги разрешено разместить сроком на три года по ставке не ниже 0,01% годовых.
Что такое 1,8 трлн рублей в масштабах данного банка? На начало октября активы банка составляли 5,3 трлн рублей, собственный капитал – 0,4 трлн рублей, кредитный портфель – 3,6 трлн рублей, привлечённые средства клиентов – 3,6 трлн рублей, в том числе вклады физических лиц – 0,6 трлн рублей. То есть, привлекаемый депозит сопоставим по размерам со всем банком.
А ещё этот депозит составляет 2,2% от ожидаемого валового внутреннего продукта (ВВП) РФ. Это при том, что дефицит федерального бюджета РФ (по фактическим сложившимся за 9 месяцев доходам и расходам бюджета) составляет 2,9% от ожидаемого ВВП. То есть, эти деньги вполне могли значительно уменьшить головную боль министерства финансов РФ по закрытию дыры в бюджете. Дыра в бюджете гигантская и её закрытие постепенно приводит к обнулению резервного фонда (смотри график
"Объём средств резервного фонда"). За последние два года он уменьшился в три раза.
Но нет. Деньги пойдут в банк. Причём, будут они там лежать практически даром. Что такое 0,01% годовых. Напишу цифру прописью – одна сотая процента. Не десять процентов, не пять процентов, и даже не один процент. Всего одна сотая процента, Карл! Это на порядки (именно на порядки – в десять, в сто, в тысячу раз) меньше, чем рыночные условия.
Возникает несколько вопросов. Почему "Роснефтегаз" предпочёл положить деньги в банк, вместо того, чтобы отдать их в бюджет? Почему правительство РФ согласилось с тем, чтобы "Роснефтегаз" предпочёл положить деньги в банк, вместо того, чтобы отдать их в бюджет? Почему деньги были положены именно в "Газпромбанк"? Почему деньги были положены на столь длинный срок? Почему процентная ставка была установлена на таком исчезающе малом уровне? Что всё это значит?
Если попробовать логически осмыслить ситуацию, то вариантов будет немного. Всего два.
Оптимистический вариант. "Газпромбанку" деньги срочно потребовались для финансирования какого-то очень важного и очень дорогого для властей проекта.
Пессимистический вариант. "Газпромбанку" деньги срочно потребовались для "закрытия" собственной "дыры" в балансе.
Уж очень похожи условия предоставления депозита на те, что давал раньше ЦБ при спасении того или иного банка – много денег на долгий срок под мизерную ставку. Единственное отличие от прежних спасений – размер депозита. Раньше ЦБ на спасение выделял миллиарды рублей. Иногда – десятки миллиардов рублей. Крайне редко – сотни миллиардов рублей. Теперь речь уже идёт о триллионах рублей. Судя по размеру депозита, возможная "дыра" в банке огромная.
К сожалению, пресс-служба банка никак не отреагировала на вопросы, что только подтверждает возникшие подозрения. Пресс-служба недавно зашатавшегося банка "Пересвет" точно также крайне непрофессионально отнеслась к собственным обязанностям, что очень быстро крайне негативно отразилось на самочувствие банка.
Что ещё важно понимать в данной ситуации? Для российской власти банки важнее бюджета. По крайней мере, отдельные банки.