|
26.10.16/16:49 Санкции и контрсанкции – полезны для российской экономики или вредны?
Ситуация с санкциями и контрсанкциями – это просто цирк какой-то. Впрочем, вся жизнь в РФ последние 25 лет – это цирк. По большей части, грустный цирк.
После того, как условный Запад ввёл санкции против… нет, не против России, и не против народов, населяющих РФ. Санкции были введены против особ, приближенных к президенту, против некоторых государственных банков, против некоторых банков, принадлежащих особам, приближенных к президенту, против некоторых предприятий военно-промышленного комплекса. Также были введены санкции на поставки некоторых современных технологий, отсутствие которых не позволит нефтегазовым компаниям РФ разрабатывать новые месторождения. То есть, Запад наносил удар исключительно по российской власти, по дружественным власти олигархам, а также по источникам богатства этих олигархов и этой власти.
Так вот, после того, как условный Запад ввёл санкции, официальные пропагандисты развернули кампанию по высмеиванию этих санкций. Самые популярные слоганы того времени: "Санкции? Не смешите мои Искандеры" и "Тополь санкций не боится". Якобы, санкции не принесут никакого вреда российской экономике.
Сам президент РФ Владимир Путин 27 апреля 2015 года заявил по поводу санкций следующее: "Никакого коллапса не произошло. Российская экономика легко, относительно легко, преодолела эти искусственные барьеры… Если кто-то рассчитывал вызвать какой-то коллапс – ничего из этого не получилось… Это точно не приведёт ни к какому коллапсу. И не может привести".
Когда же российская власть в ответ ввела так называемые контрсанкции уже против народов России, запретив импорт качественного продовольствия, официальные пропагандисты развернули кампанию уже о пользе этих контрсанкций для российской экономики. Якобы, для российских производителей открываются неограниченные возможности занять освободившуюся нишу, начав импортозамещение. О, это сладкое слово импортозамещение. Им прожужжали все уши последние два года.
Пропагандисты, правда, "забыли" о весьма существенных мелочах. До санкций банки очень хорошо зарабатывали на простейшей операции. Берём на Западе кредит в валюте под условные 2-3% годовых, конвертируем валюту в рубли, выдаём в России кредит местным предприятиям под условные 10-15% годовых, разницу в карман. Теперь эта халява практически умерла. И не только потому, что некоторым банкам ограничили доступ на рынки капитала. Но и потому, что данная операция прибыльна только при устойчивом курсе рубля. Особенно она прибыльна при устойчиво укрепляющемся курсе рубля. А об этой устойчивости уже можно забыть. ЦБ в 2014 году перешёл на плавающий курс. Впрочем, и раньше ставки для любых производителей, в том числе и сельхозпроизводителей, не были низкими. Теперь они просто высокие. А если учесть очень низкий официальный уровень инфляции, ставки по кредитам в настоящее время запредельно высокие.
Производственный цикл в любом производстве вообще, и в сельском хозяйстве в частности, как правило, очень длинный, и всегда очень затратный. При наших ставках по кредитам и постоянном шараханье властей из крайности в крайность (вспомним хотя бы историю взаимоотношений с Турцией, когда от любви до ненависти и обратно прошло меньше одного года) затевать новый инвестиционный проект по импортозамещению слишком рискованно. И слишком дорого. Хотя рынок, действительно, слегка освободился от ряда европейских поставщиков. Но освободился не полностью. Например, Белоруссия поставила в РФ в 2015 году в 5 раз больше яблок, чем вырастила. О чём это говорит? О том, что польские яблоки, запрещённые к импорту в Россию, превратились в белорусские, которые разрешено импортировать в Россию. Но цена этих яблок выросла из-за необходимости оформления для них новых документов (товарно-сопроводительные и фитосанитарные), подтверждающих их, якобы, белорусское происхождение, и необходимости хоть как-то имитировать их белорусское происхождение. Например, перегрузить из польских ящиков в белорусские, из польского грузовика в белорусский.
Потому импортозамещение идёт в России с очень большим скрипом. Новых проектов почти никто и не затевает. Ну, кроме всё тех же приближенных олигархов. Но, всё же идёт.
Долгое время вся российская власть утверждала, что контрсанкции очень полезны. Потому что запускают процесс импортозамещения. Потому что, благодаря им, мы встанем с колен, и так далее, и тому подобное.
Как вдруг, сам президент РФ заявил, что санкции и контрсанкции наносят вред российской экономике, и США должны заплатить за это. На форуме ВТБ "Россия зовёт" 12 октября 2016 года Владимир Путин заявил: "Мы часто повторяем как мантру, что эти так называемые пресловутые санкции на нас не очень-то и влияют. Влияют. И прежде всего угрозу я вижу в ограничении передачи технологий. Это, кстати говоря, наносит ущерб не только российской экономике, но и мировой экономике в целом". А 3 октября 2016 года в госдуму был внесён законопроект, в котором российские власти открыто потребовали от США "компенсации ущерба, понесённого РФ в результате введения санкций… включая потери от введения вынужденных контрсанкций в отношении США".
Сначала нам долго и упорно говорили, что санкции никакого ущерба экономике России не наносят, а контрсанкции даже полезны. А теперь нам говорят, что санкции и контрсанкции наносят экономике очень большой ущерб, они должны быть отменены, и Запад должен этот ущерб нам компенсировать. Налицо когнитивный диссонанс. Или нам всё время врали про отсутствие ущерба. И тогда российские власти – вредители, допустившие принятие санкций против нашей страны. Или российские власти хотят нанести вред нашей стране, потому что хотят отменить контрсанкции, приносящие стране пользу. Какая версия ближе к истине? Оставляю решение этой загадки на усмотрение читателей. Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
|