Постоянные читатели сайта догадываются, что я не очень позитивно отношусь к интеллектуальным способностям российской экономической власти. Слишком много они принимают весьма странных решений, не поддающихся никакой логике. Слишком много делают никогда не сбывающихся прогнозов. Вот и на этот раз был дан очень самонадеянный прогноз. На вопрос, ожидает ли Россию новая девальвация рубля, как в 2014 году, глава ЦБ Эльвира Набиуллина 12 октября твёрдо ответила: "Нет".
Но на этот раз текст будет не об очередном глупом (или наивном, кому как) прогнозе одного из российских чиновников. Своё мнение на тему возможной девальвации рубля в несколько раз я высказал в прошлый раз (смотри статью
"ЦБ считает, что повторение дефолта 1998 года невозможно. Дефолт уже произошёл. Пенсионный дефолт. Осталось дождаться обвала рубля в 4 раза для полного повторения ситуации восемнадцатилетней давности"), с тех пор ничего не изменилось, поэтому повторяться не буду. Кому интересно – читайте статью двухмесячной давности. Речь в данной статье пойдёт не о ЦБ.
Начну издалека. Граждане РФ, которым сейчас больше 50 лет, и, которые, соответственно, пожили немного в СССР, знают все его особенности не понаслышке. И они прекрасно знают, что советская страна – это самая лживая страна в мировой истории. В истории было много кровавых режимов. Но самый лживый – это коммунистический режим. Он патологически не умел говорить правду. Даже в самых безобидных ситуациях коммунисты предпочитали врать. Не будет большим преувеличением сказать, что ложь стала частью коммунистического мировоззрения.
Так вот, нынешняя российская власть – это плоть от плоти и кровь от крови прежней советской коммунистической власти. Просто найдите в интернете, кто из нынешних правителей в каком году вступил в КПСС. Кстати, особенно поражают аналитические способности товарища Сечина, вступившего в партию в 1990 году. Умные люди в этом году из партии уже выходили толпами.
К чему я это всё? Во-первых, к тому, что и современные российские чиновники точно такие же вруны, как и советские чиновники. Поэтому, спрашивать у них что-то сложнее погоды не стоит. Впрочем, они и с погодой точно также наврут. По привычке. Во-вторых, деградация элит началась ещё в позднем совке, и продолжилась в современной РФ. Так что, даже если случится чудо, и современный российский чиновник вдруг решит сказать правду, он не сможет её сказать, потому что её не знает.
Давайте рассмотрим несколько возможных вариантов реакции российского чиновника на вопрос журналиста.
Вариант 1. Чиновник не знает ответ на поставленный вопрос о возможной девальвации рубля. Каков будет его ответ? Он будет твёрдо отрицать её возможность.
Вариант 2. Чиновник знает ответ на поставленный вопрос о возможной девальвации рубля. Каков будет его ответ? Он будет твёрдо отрицать её возможность.
Вспомним, как президент РФ Борис Ельцин 14 августа 1998 года соврал всей России, что никакой девальвации не будет. Прошло всего 3 дня, и девальвация началась. Вопрос – знал он о том, что девальвация будет, или не знал, представляет чисто академический интерес. В любом случае он бы сказал, что её не будет. Это старая советская школа вранья. Поэтому, абсолютно не важно, знает ли российский чиновник правильный ответ, или нет. Правильный ответ он всё равно не скажет.
А теперь вернёмся к ответу Эльвиры Набиуллиной. Два месяца назад, 17 августа (в очередную годовщину девальвации 1998 года), журналисты спрашивали у ЦБ, возможно ли повторение того кризиса. Пресс-служба им ответила, что это невозможно: "Текущая ситуация принципиально отличается от ситуации 1998 года, что фактически делает невозможным повторение тех событий". Проходит всего два месяца, и журналисты снова задают тот же вопрос.
Так вот, сейчас я хочу поговорить о качестве современной российской журналистики, об интеллектуальных способностях, якобы, лучших её представителей. Допустим, тот августовский вопрос был вдохновлён самим ЦБ. Руководство ЦБ попросило через свою пресс-службу прикормленных журналистов, чтобы они задали этот вопрос про девальвацию рубля. Чтобы ЦБ получило возможность громко заявить о невозможности девальвации рубля. Если бы руководство ЦБ по своей инициативе вышло с таким заявлением, общественность бы напряглась – с чего это вдруг регулятор об этом заговорил? Не иначе, как рублю белый пушной зверёк придёт совсем скоро. А так приличия внешне соблюдены. Пресса спрашивает – центробанк отвечает. Такая практика периодически случается в отношениях между журналистами и ньюсмейкерами, когда последним очень хочется что-то заявить, но у них нет уверенности, что их об этом спросят. Ничего противозаконного в такой практике нет.
Но снова возвращаться к теме о девальвации всего через два месяца? С какой стати? На внешних рынках ничего плохого не происходит. Нефть растёт в цене. Золотовалютные резервы России потихоньку растут. В российской экономике появляются зелёные ростки. Рубль укрепляется. Всё хорошо. На какой ответ в такой ситуации рассчитывали журналисты, задавшие председателю ЦБ вопрос о возможности девальвации? Они всерьёз рассчитывали получить ответ, отличный от августовского? Или они всерьёз считают, что, если каждый день задавать один и тот же вопрос, рано или поздно ответ изменится, хотя внешние условия остаются неизменными? Они идиоты, что ли? Или идиоты редактора, поручившие журналистам задать вопрос о девальвации? Или им всем всё равно о чём спрашивать и о чём писать? Становится немного жаль руководителей ЦБ. Им постоянно приходится сталкиваться с глупыми вопросами от глупых журналистов.
Ну, а на счёт девальвации рубля не беспокойтесь. Она обязательно будет. Только об этом не нужно спрашивать Эльвиру Набиуллину, или кого-то ещё в ЦБ, в минфине, в минэкономразвитии, в администрации президента, или даже самого президента. В этих местах спрашивать о девальвации абсолютно бесполезно.