S&P global ratings пересмотрело прогноз по рейтингам РФ с "Негативного" на "Стабильный", и подтвердило долгосрочный и краткосрочный суверенные кредитные рейтинги РФ по обязательствам в иностранной валюте на уровне "ВВ+/В" и долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте на уровне "ВВВ-/А-3". Долгосрочный рейтинг РФ по национальной шкале подтверждён на уровне "ruAAA".
Аналитики S&P считают, что "внешние риски значительно уменьшились". Спорное утверждение. Оно имеет право на жизнь только при наличии следующей оговорки: "если события в будущем будут развиваться так, как это происходит сегодня". Да, вот прямо сейчас, по сравнению с ситуацией 2014-2015 годов, действительно стало лучше. Но это слишком зыбкое основание, чтобы на нём строить прогнозы на будущее.
Да, отток капитала временно снизился с 152 млрд долларов в 2014 году до 58 млрд долларов в 2015 году, что соответствует средним показателям за предыдущий период (57 млрд долларов ежегодно в 2009-2013 годах). Да, внешний долг России (кроме обязательств перед прямыми инвесторами) сократился с 466 млрд долларов в конце 2015 года до 383 млрд долларов по состоянию на конец июня 2016 года. Да, будут сохраняться долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, преобладающей ролью государства в экономике (зачастую – при низкой эффективности действий) и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом. Да, финансовая система страны останется под давлением. Да, объем кредитования российской экономики сократится, что, скорее всего, будет ограничивать рост ВВП.
С этими утверждениями трудно спорить. Потому что это факты уже прошедшего времени. Хотя, так называемые "Ольгинские тролли" готовы спорить даже с самыми очевидными фактами, если они противоречат их картине мира. С фактами из прошлого я спорить не буду.
Но вот дальше аналитики S&P начали просто фантазировать.
На чём основывается предположение S&P о том, что "цены на нефть марки Brent составят в среднем 40 долл./барр. в 2016 г., 45 долл./барр. в 2017 г. и 50 долл./барр. в 2018 г. и в дальнейшем"? Рост цены на 5 долларов – это рост на 12,5%. Рост цены ещё на 5 долларов в следующем году – это рост на 11,1%. Что будет причиной такого бурного роста цен? Бурный рост экономики Евросоюза? Она стагнирует. Бурный рост экономики Китая? Она, как минимум, замедляется. Это если верить официальной статистике Китая, в честность которой могут верить только наивные дети. Бурный рост экономики США? Там ничего бурного не наблюдается. Это если, опять-таки, верить официальной американской статистике. Но к ней также есть вопросы. Количество вновь создаваемых рабочих мест ранее всегда давало гораздо более высокие темпы роста американской экономики, чем это наблюдается в настоящее время. Логично предположить, что американские статистики некоторое время назад что-то подкрутили в своих моделях, чтобы цифры получились более красивыми. Некоторое время всё шло хорошо, но постепенно накапливались ошибки, которые и начали вылезать сейчас.
Итак, рассчитывать на бурный рост спроса на нефть не приходится. Но ведь не приходится рассчитывать и на коррекцию предложения нефти с тем, чтобы спрос и предложение были сбалансированы. Все добывающие компании из всех стран ведут себя так, как будто живут последний день, и стремятся, поэтому, всю свою нефть добыть сегодня. И продать сегодня. Дисбаланс на рынке нефти длится уже не один год. Превышение предложения над спросом достигает порой трёх миллионов баррелей в день. Да, американские добытчики сланцевой нефти слегка сократили свою добычу, но это явно временное явление.
Складывается впечатление, что аналитики S&P действуют также непрофессионально, как и подавляющее большинство аналитиков мира. Складывается впечатление, что их основной метод – аппроксимация текущей тенденции. Если цена растёт последние полгода – они тупо плюсуют к ней 5-10-15%, и выдают полученную цифру, как результат своей, якобы, долгой и кропотливой работы. Аналогично аналитики действуют при падении цены в последние полгода – они тупо вычитают из неё 5-10-15%, и выдают полученную цифру, как результат своей, якобы, долгой и кропотливой работы. Если цена колеблется полгода в узком диапазоне (на сленге биржевиков – находится в боковике) – аналитики выдают текущую цену. Данные действия аналитиков к анализу никакого отношения не имеют.
На чём основывается предположение S&P о том, что "отток капитала частного сектора будет сокращаться и в дальнейшем"? Если отток капитала в будущем действительно будет ниже, чем в среднем все предыдущие годы – значит, частный сектор настроен гораздо оптимистичнее, чем раньше. Значит, будет инвестировать в Россию больше, чем раньше. Значит, рост валового внутреннего продукта улетит в небеса. Кто-нибудь верит в такое? Есть хотя бы один факт, подтверждающий возможность такого развития событий? Нет таких фактов. S&P не приводит таких фактов.
На чём основывается предположение S&P о том, что "санкции в отношении России, введённые ЕС и США, а также рядом других стран, включая Японию, в 2014 г. в результате конфликта с Украиной, вероятно, останутся в силе на протяжении нашего горизонта прогнозирования – в 2016-2019 гг."? Почему S&P даже не рассматривает возможность их усиления? Хорошо, обвинения России в военных преступлениях в Сирии появились лишь недавно, поэтому S&P не смогла их учесть. Но ведь уничтожение малазийского Boeing рейса MH-17 в небе над Украиной произошло более двух лет назад. И всё это время западные страны, те же США и ряд стран Евросоюза, утверждали, что к этому преступлению причастна Россия. Когда обвинение в совершении данного преступления будут выдвинуты против России официально, речь будет идти о создании специального трибунала и ужесточении санкций против России. Давайте вспомним, что расследовал "Нюрнбергский трибунал": "Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:
(b) Военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления.
(c) Преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана".
Очевидно, что уничтожение малазийского Boeing рейса MH-17 – это преступление против человечности. В приведённой цитате лично мне особенно нравится слово "подстрекатели". Передаю привет всяким Киселёвым, Соловьёвым, Толстым, и прочим пропагандистам помельче и пожиже, действия которых подпадающим под это определение. А также всем "Ольгинским троллям", действия которых точно также подпадают под это определение. Всем им пора готовить вещи для путешествия в Гаагу.
В принципе, все остальные предположения S&P базируются, в основном, на росте цены на нефть. Если бы это предположение было правдой, то тогда действительно "профицит по счету текущих операций (СТО) в среднем составит 3,8% ВВП в 2016-2019 гг. и будет покрывать дефицит финансового счета". Тогда действительно "ВВП на душу населения вырастет с 8 400 долл. в 2016 г. до 10 300 долл. в 2019 г., что, впрочем, существенно ниже уровня 2013 г. (15 600 долл.)". Тогда действительно "дефицит бюджета расширенного правительства будет составлять в среднем около 3,3% ВВП в 2016-2019 гг., постепенно сокращаясь – по мере реализации планов правительства по консолидации бюджета". Тогда действительно "активы обоих фондов ["Резервного фонда" и "Фонда национального благосостояния"] будут исчерпаны к 2020 г". Тогда действительно "экономический рост будет поддерживаться небольшим ростом цен на нефть и ростом объёмов производства нефтегазового сектора, а также ростом ненефтяных отраслей (главным образом благодаря росту потребления)".
Если цена на нефть действительно будет расти дальше, как это происходило в первой половине 2016 года – все достаточно оптимистические предположения S&P имеют шанс сбыться. Но ведь S&P не использовало оговорку "если события в будущем будут развиваться так, как это происходит сегодня". Если же цена на нефть прекратит расти, или того хуже – начнёт снова падать, как в 2014-2015 годах – все достаточно оптимистические предположения S&P окажутся ложными. Поэтому, все достаточно оптимистические предположения S&P – это не более, чем фантазии, основанные на весьма зыбком основании. Верить им можно только при отсутствии понятийного мышления. А это значит, что S&P global ratings вступило в секту искателей дна, куда уже вошли такие уважаемые лица и организации, как
"Moodys",
"Владимир Путин",
"Алексей Улюкаев".