|
15.07.16/15:46 Консервативный подход — не помеха онлайн-развитию
Об инвестициях в импортозамещающие промышленные производства, омоложении клиентской базы и соблюдении баланса между развитием информационных технологий и консервативным походом к ведению бизнеса в беседе с Павлом Самиевым рассказала Галина Макарова, заместитель председателя правления "Военно-промышленного банка".
Павел Самиев: Добрый день, Галина Викторовна! Начнём с обсуждения ситуации в реальном секторе среди заёмщиков-клиентов и в целом в экономике. После первого квартала кажется, что наступило общее успокоение и ситуация немного выровнялась. По крайней мере, ушёл пессимизм и среди многих компаний реального сектора и среди банкиров. Как вы видите ситуацию в реальном секторе сейчас? Действительно ли стало лучше?
Галина Макарова: Говорить о том, что стадия пессимизма закончилась, ещё рано. Соглашусь с тем, что панические настроения отступают и наступает период более реалистичных оценок. Тем не менее напряжённость остаётся. Часть наших клиентов из реального сектора экономики снижает объёмы бизнеса, и как следствие сокращаются остатки на расчётных счетах. Ощущение тревожности все равно присутствует. Конечно, не такое, как в 2015 году, но оно есть. Главное, о чём можно с уверенностью говорить, – наблюдается положительная тенденция в сферах экономики, ориентированных на импортозамещение. Наш Банк поддерживает развитие импортозамещающих направлений бизнеса с 2013 года.
Павел Самиев: Чаще всего говорят о сельском хозяйстве как ярком примере импортозамещения. Однако очевидно, что можно назвать ещё обрабатывающие отрасли. Какие отрасли ещё можете выделить?
Галина Макарова: Сельское хозяйство, конечно, – очевидный пример. Мы как потребители ощущаем это на себе, приходя в магазин за продуктами. Если говорить о бизнесе нашего Банка, то для себя мы нащупали ниши, которые активно развиваем: это финансовая поддержка производства импортозамещающих материалов для строительной, дорожно-строительной отрасли и наукоёмкие производства. Мы гордимся своим проектом "Экоклинкер" – заводом по производству клинкерной продукции, который уже построен и развивается при нашей финансовой помощи. Вклад Военно-Промышленного Банка в этот проект отмечен правительством Республики Чувашия. В июне этого года, также при нашей финансовой поддержке, был запущен Чебоксарский домостроительный комбинат, в октябре будет введён в строй завод по производству акриловых ванн, а в целом к 2018 году в Чувашии будет производить стройматериалы комплекс из семи предприятий. Уникальность этого инвестиционного проекта состоит в том, что в Чувашии, по сути, на одной производственной площадке строители смогут укомплектовать жилой дом и прилегающую территорию всем набором строительных изделий.
В Калужской области мы финансируем четыре компании, которые реконструируют старые и строят новые заводы на территории Пятовского карьера. Два старых завода – по производству щебня и минерального порошка – будут реконструированы; кроме того, на территории Пятовки будут построены два новых завода: один – по производству щебня, второй – по производству широкого спектра минеральных порошков. Кстати, одним из крупных потребителей минерального порошка из Калужской области является Чебоксарский домостроительный комбинат. Так что синергия наших инвестпроектов налицо.
В Московской области, в Дмитровском районе, при нашей финансовой поддержке компания "Дорожно-строительные инновации" возрождает старейшее предприятие региона – завод по производству асфальта. Благодаря нашим инвестициям предприятие решило комплекс проблем, таких как невыплата зарплат, перечисление налогов в бюджет, модернизация устаревшего оборудования.
Очень перспективными направлениями для инвестиций мы считаем наукоёмкие производства. В частности, мы поддерживаем предприятие "М.А.К.", производителя тренажёров для лётной техники гражданского и военного назначения.
Павел Самиев: У Банка много проектов. Как в последнее время ощущается состояние этих проектов и новых заёмщиков? Действительно ли заёмщики стали выходить из тяжёлой ситуации, которая была в прошлом году?
Галина Макарова: Если у заёмщиков есть проблемы, то они у каждого свои, особенные: либо трудности с производством продукции из-за подорожания комплектующих материалов, либо проблемы с реализацией из-за снизившейся платёжеспособности покупателей и т.д. Даже хороший заёмщик, который на протяжении нескольких лет и имел положительную кредитную историю, не застрахован от подобного рода рисков. Таким заёмщикам мы идём навстречу, реструктурируя их задолженность.
Павел Самиев: За последние пару лет что нового возникло в качестве предложений для некредитного корпоративного сектора?
Галина Макарова: Хочется отметить достижения нашего банка в области дигитализации. Мы активно развиваем онлайн-сервисы. В банке есть своя команда программистов, довольно многочисленная, что позволяет нам оперативно внедрять самые продвинутые опции для клиентов-физлиц, пользователей интернета и мобильного банка.
Сегодня наш интернет-банк позволяет совершать операции с депозитами, проводить оплату услуг огромного спектра провайдеров, осуществлять переводы средств клиенту Банка по номеру телефона; нашим клиентам доступна функция перевода с карты на карту (card-to-card).
В ближайшее время мы выпустим новую версию "Банк-клиента" для корпоративных клиентов, которая будет особенно удобна небольшим компаниям и индивидуальным предпринимателям. Новый "Банк-клиент" предоставит возможность использования смартфона или планшета для проведения платежей и обеспечит многоуровневую систему контроля доступа. Главный идеолог всех технологических разработок – Юрий Леонидович Колток, председатель совета директоров банка, – выпускник Физтеха, поэтому с IT-специалистами разговаривает на одном языке. Он в курсе основных новшеств и тенденций в данном направлении.
Павел Самиев: То есть предполагается, что значительная клиентская база будет сформирована именно из малого и среднего бизнеса?
Галина Макарова: Да, конечно. Хотя наша клиентская база обширна: у нас обслуживаются клиенты различных направлений и разных объёмов бизнеса. С одной стороны, мы стремимся идти в фарватере развития дигитал-технологий, с другой стороны, мы соблюдаем баланс между онлайн-обслуживанием и обслуживанием офлайн, то есть непосредственно в офисе банка. Сеть офисов банку необходима. Мы же понимаем, что корпоративный клиент не решает свои вопросы с бездушным банкоматом или только через "Клиент-банк". Он идёт в наш офис, к сотрудникам банка, которые будут решать его вопросы.
Павел Самиев: Сколько сейчас офисов у банка?
Галина Макарова: На сегодняшний день у банка 69 офисов в нескольких федеральных округах. У нас нет цели открыть офис в каждом городе, на каждой улице. Мы принимаем решение о создании нового подразделения только из принципов экономической целесообразности.
Павел Самиев: Какой вы можете дать прогноз на перспективу? Какие вы видите точки роста? Где самые перспективные ниши? На что банк будет делать основную ставку и куда двигаться прежде всего?
Галина Макарова: В части корпоративного бизнеса мы намерены продолжать реализацию начатых инвестиционных проектов. В рознице сейчас наши клиенты – это люди среднего и старшего возраста, однако в будущем мы хотим видеть в числе наших клиентов и более молодую аудиторию. Для этого мы и идём в онлайн-технологии. У нас уже есть несколько интересных карточных продуктов, и мы работаем над новыми опциями для них.
Павел Самиев: В первом квартале мы наблюдали падение объёма депозитов в целом по рынку. Какая у вас в банке ситуация с вкладами? Вы планируете предпринимать какие-то действия по ставкам? Какой дадите прогноз по темпам роста?
Галина Макарова: Мы не являемся исключением, у нас тоже было проседание по пассивам. В целом, в поведении наших клиентов мы наблюдаем такой феномен: клиент, пришедший к нам однажды, как правило, с нами остаётся. Это в основном человек зрелого возраста, финансово очень грамотный, долго и вдумчиво выбирающий банк. Почему выбирают именно нас? Во многом потому, что мы предлагаем хорошие продукты и услуги для физлиц. Кроме того, во всех регионах присутствия нами подписаны соглашения с подразделениями Пенсионного фонда РФ, которые позволяют пенсионерам получать пенсию на счета в нашем банке. В банке разработаны программы лояльности, бонусная программа, используются сезонные акции.
Павел Самиев: Раз у вас такая клиентская база, которая к тому же будет расширяться, планируется ли продажа не только банковских продуктов? Я имею в виду не привязанные к кредитованию дополнительные услуги, в том числе страховые. Как вы оцениваете потенциал своей клиентской базы?
Галина Макарова: Мы разработали и внедрили продукт, представляющий собой некий симбиоз депозита и страхового полиса – "Вклад в здоровье". Клиент, который открывает вклад на определенную сумму, получает страховой полис, позволяющий воспользоваться сервисом "Онлайн-доктор". Для этого клиент регистрируется в личном кабинете "Онлайн-доктор" и имеет возможность дистанционно получить консультацию по своим проблемам. По этому медицинскому полису клиента консультируют доктора ведущих столичных клиник вне зависимости от региона проживания клиента – хоть в Красноярске, хоть в Санкт-Петербурге, хоть в Ставрополе. Приведу конкретный пример: клиент открыл депозит "Вклад в здоровье" и в подарок своей маме оформил на неё этот полис. Она плохо себя почувствовала, обратилась к консультантам. Те порекомендовали ей госпитализацию, она отказалась. Консультанты позвонили её сыну и настоятельно рекомендовали вызвать скорую помощь. В итоге удалось предотвратить инсульт, за что клиент-вкладчик был нам очень благодарен.
В планах банка – дальнейшее расширение возможностей этого продукта: предоставление клиенту права выбора: либо онлайн-консультирование, либо получение конкретной услуги в конкретном лечебном учреждении по страховому полису.
Данный продукт – это наше ноу-хау, так как пока что ни один из российских банков такой продукт не предлагает. Мы потратили на его внедрение длительное время. Это обусловлено не столько технологическими сложностями, сколько отработкой возможных ситуаций с партнёрами (страховой компанией, компанией "Онлайн доктор"), чтобы не было сбоев при обращении клиентов, потому что в случае некачественного предоставления услуги клиент придёт с претензиями туда, где он получал свой полис, то есть в Банк. Только после согласования параметров взаимодействия с партнёрами, продукт был запущен в продажу.
Павел Самиев: Поговорим немного о кредитной рознице. Это ведь не совсем ваша специализация?
Галина Макарова: Совсем не наша специализация.
Павел Самиев: Хотелось бы вот что узнать. Во-первых, планируете ли вы в этот сегмент выходить, есть ли какие-то ниши, на которые имеет смысл выходить? Тем более что мы видим разные модели: есть розничные "онлайнеры", и понятно, что это не ваш случай. Есть корпоративные банки, которые 20 лет были корпоративными, но внезапно какой-то отдельный розничный сегмент у себя вырастили, причём во время кризиса. Какие планы у вас? Как вы видите розницу? Что в рознице может быть привлекательным? Это именно отдельные ниши специализации? Наконец, каковы ваши прогнозы по развитию на розничном рынке?
Галина Макарова: Мы по-прежнему не планируем менять свою стратегию в части розничного кредитования, активного развития данного сегмента не будет. Но мы планируем развивать это направление в рамках работы с корпоративными клиентами. Так, у нас существует овердрафт для физических лиц в рамках зарплатных проектов. Кроме того, мы предоставляем потребительские кредиты нашим зарплатным клиентам. В ближайшей перспективе мы рассматриваем возможность появления в нашей продуктовой линейке ипотечного продукта.
Павел Самиев: Тогда дайте, пожалуйста, общий прогноз: как вы видите динамику банковского кредитования на этот год? Вырастет в итоге корпоративное, розничное кредитование или упадёт? У вас есть оптимистичный и консервативный сценарии?
Галина Макарова: Думаю, что большинство российских банков пересмотрит свою кредитную политику в сторону взвешенного подхода, особенно с учётом весьма высокого уровня закредитованности населения нашей страны.
Павел Самиев: Тогда пара заключительных вопросов. Какое главное достижение Банка в прошлом году?
Галина Макарова: Мы вошли в топ-100 банков.
Павел Самиев: Какая главная цель на два года вперёд?
Галина Макарова: Не останавливаться на достигнутом. Источник: Соб.инф.
|
|