Компания Roust trading limited не смогла погасить точно в срок трёхлетние облигации, выпущенные в марте 2013 года, и которые должны были быть погашены 31 мая 2016 года. Компания не выплатила держателям ценных бумаг 37 млн долларов.
Откуда взялся этот долг? В 2013 году некий польский алкогольный холдинг Central European distribution corporation (CEDC) начал испытывать большие финансовые проблемы. Ему на помощь пришёл Рустам Тарико. Не бесплатно, конечно. Он выкупил холдинг со всеми его долгами. Часть того долга погасил сразу, а на большую часть выпустил новые ценные бумаги. Бумаги были выпушены двумя траншами. Маленький предстояло погасить 31 мая 2016 года (именно он и стал дефолтным). А 718 млн долларов предстоит погасить через два года, в 2018 году.
О том, что погашение бумаг может не состояться вовремя, Roust trading limited предупреждала задолго до наступления дефолта. Ещё в отчётности за первый квартал 2016 года она писала: "Если мы будем не в состоянии обслуживать свой долг или столкнёмся со значительным снижением ликвидности, мы будем вынуждены сократить или отсрочить запланированные капитальные расходы, продать активы, реструктурировать или рефинансировать свой долг, или искать дополнительный акционерный капитал".
Таким образом, финансовые проблемы испытывают все части империи Рустама Тарико – и алкогольная часть, и банковская часть. Дело в том, что и у банка не всё в порядке. В октябре 2015 года банку "Русский стандарт" пришлось реструктурировать свои субординированные еврооблигации на сумму 550 млн долларов. Тогда план реструктуризации предусматривал досрочную выплату держателям 18% от номинала бумаг наличными, и выпуск на оставшуюся сумму долга компанией специального назначения новых еврооблигаций сроком обращения 7 лет, обеспеченных 49% обыкновенных акций банка "Русский Стандарт".
А в нынешнем году плохие новости про банк сыпятся, как из рога изобилия. Сначала, в марте, появилась информация о том, что
"Просроченная задолженность банка "Русский стандарт" превысила 40%". Потом, в апреле, банк опубликовал на своём сайте годовой отчёт за 2015 года, и появились подозрения, что
"Банк "Русский стандарт" может повторить судьбу, или "Связного банка", или "Банка Москвы". Тогда же, в апреле, стало известно, что
"Банк "Русский стандарт" покидают топ-менеджеры". В конце апреля пошли массовые жалобы клиентов на
"Блокировку карт банка "Русский стандарт". В мае стало известно, что
"Банк "Русский стандарт" по итогам I квартала получил убыток в размере 6,4 млрд рублей". Чуть позже, но тоже в мае, появилась информация о том, что
"Клиенты банка "Русский стандарт" жалуются, что банк повысил тарифы за снятие наличных, и ввёл плату за рассылку выписок, не предупреждая об этом клиентов".
За последние полгода о банке не было ни одной позитивной новости. А теперь, как выясняется, денег не хватает и алкогольному подразделению холдинга. Причём, реструктуризация 37 млн долларов долга – это ещё цветочки. Если у компании нет денег расплатиться с этой не очень большой суммой, то что прикажете думать о 718 млн долларов, которые предстоит погасить через два года, в 2018 году?
Что касается банка, то ситуация на банковском рынке не внушает оптимизма. Банк "Русский стандарт" построил свой бизнес на беззалоговом потребительском розничном кредитовании. Кредитование физических лиц в настоящее время переживает плохие времена. Банковские портфели кредитов сокращаются уже второй год подряд (смотри график
"Кредиты физическим лицам"), а просроченная задолженность по ним растёт уже четвёртый год подряд (смотри график
"Динамика просроченной задолженности физических лиц"). Неудивительно, что у самого банка просрочка превысила уже 40%. А если добавить ещё реструктурированные кредиты, то получается, что более половины всего кредитного портфеля имеет весьма туманные перспективы возврата.
При этом банк создаёт резервы на возможные потери по ссудам в явно недостаточном объёме. И всё это происходит на глазах ЦБ. При его явном попустительстве. А почему, собственно? Нет ли в этом какой-либо заинтересованности регулятора? Может, пора правоохранительным органам обратить пристальное внимание к создавшейся ситуации?
Ситуация с банком "Русский стандарт" очень напоминает то, что в своё время происходило со "Связным банком" и с "Банком Москвы". Поэтому, клиентам банка "Русский стандарт" пора задуматься о сохранности своих средств. Очень серьёзно задуматься.