Отчёт ПАО "Бинбанк" (Москва) о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом за период с 1 января по 31 марта 2016 года вызывает удивление своей неправдоподобной доброкачественностью.
Согласно отчёта, 86,7% выданных ссуд отнесены к I и II категориям качества. Сомнительные кредиты составляют всего 7,7%, проблемные кредиты – 1,5%, безнадёжные кредиты – 4,1%. Это лучше, чем в среднем по рынку (смотри график
"Динамика просроченной задолженности и качества кредитов банков РФ"). В среднем по рынку, на 1 апреля 2016 года ссуды I и II категории качества составляли 82,2%.
Почему такой результат вызывает удивление? Дело в том, что "Бинбанк" является санатором (спасателем от банкротства) нескольких банков. С некоторыми из этих банков у "Бинбанка" очень своеобразные отношения. Например,
"Бинбанк" избавился от большого количества плохих кредитов, сдав их санируемому "Рост банку". А потом элегантно избавился от самого банка "Рост банка", продав его своему акционеру Михаилу Шишханову. В итоге, и рыбку съел, и хвост целым остался. В то же время, "Бинбанк", по данным Standard & Poors, предоставил этому "Рост банку" межбанковский кредит объёмом 250 млрд рублей (смотри новость
"Standard & Poors подтвердила кредитные рейтинги "Бинбанка" на уровне "B-/С", но оставила прогноз изменения рейтингов "Негативный").
И вот что интересно. "Рост банк" в 2014 году получил убыток в размере 20,2 млрд рублей, а в 2015 году убыток составил уже 51,6 млрд рублей. Причём, "Бинбанк" был назначен санатором "Рост банка" ещё в декабре 2014 года. То есть, убытки 2015 года лежат целиком и полностью на совести санатора. Так вот, несмотря на многолетнюю хроническую убыточность "Рост банка", кредит ему явно отнесён "Бинбанком" к первой категории качества (стандартные кредиты). Во всяком случае, все остальные категории качества кредитов у "Бинбанка" гораздо меньше 250 млрд рублей. А почему, собственно? На форуме банковских аналитиков автор с ником "Умник" задаётся резонным вопросом: "Но разве кредиты, выданные находящемуся санируемому банку "Рост" (с миллиардными убытками), не должны классифицироваться как минимум как сомнительные?".
Понятно, что, если бы данный кредит в 250 млрд рублей был отнесён в третью категорию качества кредитов (сомнительные кредиты), то "Бинбанк" должен был бы создать под него значительные резервы, которые не только "съели" бы всю его чистую прибыль за 2015 год в размере 4,5 млрд рублей (по РСБУ), но и "отъели" бы изрядную часть собственного капитала. А это вполне могло привести банк к нарушению норматива достаточности капитала. А это, в свою очередь, неизбежно должно было бы привести к санкциям со стороны ЦБ. Слухи о таких санкциях, что естественно, быстро бы распространились по рынку. И получилось бы, что спасать от банкротства пришлось бы уже сам "Бинбанк".
Но всего этого так удачно удалось избежать, применив небольшое бухгалтерское ухищрение. Но всё равно остаётся вопрос – на каком основании? И что случится с "Бинбанком", когда он перестанет получать такие сверхъестественные поблажки, недоступные подавляющему большинству остальных российских банков? Хотя, последний вопрос – риторический. Абсолютно понятно, что с ним случится. Главный (можно сказать – жизненно важный) вопрос для клиентов этого банка – каким-либо образом узнать (или угадать) этот печальный для банка момент.
И ещё один интересный момент. "Бинбанк" постепенно превращается в банк для банков. По крайней мере, межбанковские кредиты на 1 апреля 2016 года у него составляют аж 65,1% от всей ссудной задолженности (422,3 млрд рублей из 649,1 млрд рублей), и 54,3% (то есть чуть больше половины) от величины активов. И почти треть от всех активов – это кредит фактически разорившемуся "Рост банку".
Неужели всё это не напрягает нашего регулятора? Ау, ЦБ!