"Совет директоров Банка России принял решение о дополнении номинального ряда банкнот банкнотами номиналом в 200 рублей и 2000 рублей. На наш взгляд, дополнение номинального ряда банкнот позволит упростить расчёты граждан за товары и услуги", – заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Она также обосновала необходимость выпуска купюр нового номинала снижающейся инфляцией. Якобы, "Анализ показывает, что экономически обоснованным выпуск купюр данного номинала является, когда инфляция составляет четыре-шесть процентов". А именно такую цифру по инфляции ЦБ запланировал на 2017 год. Поэтому, на этот год и предполагается выпустить в обращение новые бумажки. И, главное. "Выпуск дополнительных номиналов не меняет объем наличных денег в обращении", – уточнила глава ЦБ.
Это была бы очень хорошая первоапрельская шутка, но день дурака уже прошёл. Нет, формальные основания для рисования новых купюр (они же банкноты) действительно существуют. После того, как перестали выпускаться купюры номиналом 5 и 10 рублей, банкнотный ряд (совокупность всех используемых номиналов банкнот в стране) стал состоять из всего пяти номиналов (50, 100, 500, 1000, 5000). Да, в мире это достаточно распространённое число номиналов. Есть даже страны всего с четырьмя номиналами (Великобритания и Япония). Наиболее распространённая теория предполагает наличие шести номиналов банкнот. Хотя встречается также и страны с семью, восемью, и даже девятью номиналами. Поэтому, с этой точки зрения, планы ЦБ по выпуску ещё двух номиналов, укладываются в норму.
Однако ещё совсем недавно ЦБ открещивался от слухов по выпуску новых номиналов банкнот. Так в мае 2012 года тогда ещё первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев заявил, что Банк России пока не планирует увеличивать купюрный ряд. А в июле 2014 года первый зампред Центробанка Георгий Лунтовский заявил, что Банк России не намерен выпускать купюры промежуточного номинала, а социологический опрос населения показал, что существующий номинальный ряд оптимален. В ноябре 2015 года ЦБ снова опроверг слухи по расширению банкнотного ряда. Тот же Георгий Лунтовский заявил, что Банк России не планирует выпуск купюр номиналом 10 000 рублей, пока уровень инфляции не снизится до 2–3% годовых. "Современный номинальный ряд полностью удовлетворяет потребности общества", – отметил тогда Георгий Лунтовский, заявив, что не видит смысла в переменах при нынешнем уровне инфляции. И подчеркнул, что ЦБ даже не обсуждает этот вопрос.
И вот, проходит всего 5 месяцев, как вопрос этот уже оказывается обсуждён, и по нему было принято решение. Что произошло всего за пять месяцев? Разве инфляция снизилась до 2-3% годовых? Нет. Разве она снизилась хотя бы до 4-6%? Тоже нет.
А что вообще необычного в экономике России происходило последние месяцы? Вроде, всё идёт по плану. Как очень точно выразился Алексей Титаренко "Маэстро" в фильме "В бой идут одни старики": "Всё нормально, падаю!". В прошлом году ВВП РФ упал чуть менее 4%. В нынешнем году официальные лица (что российские, что международные) также ожидают падения ВВП, но чуть меньше – 1,5-2,0%. Это, как обычно, слишком оптимистичный прогноз, который по ходу будет неоднократно корректироваться в сторону большего снижения. Он, кстати, уже корректировался Мировым банком и МВФ в сторону большего снижения. Ну, не могут все официальные аналитики с первого раза угадать точную цифру. Такое впечатление складывается, что они действительно просто гадают на кофейной гуще, или на чём-то ещё, вместо того, чтобы использовать математический аппарат.
Инфляция пока ведёт себя так, как этого хочется российским чиновникам. Она медленно снижается. Понятно, что это происходит в основном из-за того, что укрепляется рубль. Ведь наша страна импортирующая. Коэффициент импортозамещения составляет всего 30%. То есть продаваемые в РФ товары в среднем на 70% состоят из импортных составляющих. Это могут быть крупные узлы и агрегаты, мелкие комплектующие, сырьё, оборудование, кредиты. А рубль укрепляется в основном по двум причинам – из-за роста цен на нефть и прочее сырьё, и из-за роста спроса инвесторов на активы развивающихся рынков. Который (спрос инвесторов) в случае с нашей страной также в основном завязан на цены на сырьё.
Единственное, что ломает эту благостную и идеалистическую картинку – федеральный бюджет. Федеральное казначейство опубликовало оперативный отчёт за 3 месяца (январь-март). Тенденция нарастания дефицита бюджета продолжается. Накопленный за 3 месяца сверхнормативный дефицит (помимо утверждённого в бюджете) составляет на 1 апреля уже 530 млрд рублей. Ежемесячно сверхнормативный дефицит снижается (в январе было 230 млрд рублей, в феврале – 208 млрд рублей, в марте – 92 млрд рублей). Но это происходит только благодаря росту цены на нефть и прочее сырьё. А так будет не всегда. Далеко не всегда. Если всё продолжится дальше в том же духе, то к утверждённому в бюджете дефициту в 2,361 трлн рублей придётся добавить ещё 2,12 трлн рублей. Тенденция недофинансирования почти всех расходных статей, что естественно, тоже продолжается. И это происходит в год выборов, когда любые власти любых стран (и наша не является исключением) стремятся задобрить всех дополнительно. А у нас не то, что дополнительно, своего получить не удаётся.
И как тут быть? Наиболее безболезненный способ решить бюджетную проблему – напечатать недостающие деньги (смотри статью
"Начинается бюджетная катастрофа. Причём, деньги можно найти, только напечатав или отобрав"). Естественно, это вызовет инфляцию. С учётом того, что печатать надо треть расходной части бюджета – это может вызвать гиперинфляцию. Не сразу конечно. Но к концу 2017 года вполне её уже можно ожидать. Будет не 4-6% в год, а 4-6% в месяц.
И вот тогда как раз и пригодятся две практически готовые банкноты. Придётся только номинал чуть-чуть подправить. Вместо 200 рублей пририсовать ещё два нолика, заменить двоечку на единичку, и получить 10 000 рублей. А заготовка 2 000 рублей может легко превратиться в 50 000 рублей. Как вам такой сценарий? Вполне жизненный, не так ли?