Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко вдруг прозрела, и начала резать правду-матку в отношении ЦБ и правил взаимодействия регулятора с российскими банками. Зацените её заявления: "Нередки случаи, когда у кредитных организаций проблемы нарастают на протяжении многих лет", "При этом они успешно проходят проверки регулятора. Центральный банк либо не замечает этих проблем, либо никак не реагирует на них", "Главной задачей финансового регулятора должна быть не ликвидация банка, когда он уже пуст, а принятие превентивных мер ещё до его разорения", "Анализ финансового положения ликвидируемых банков и обстоятельств их банкротств показывает, что проблемы этих банков носят многолетний застарелый характер. Как правило, финансовое оздоровление их уже невозможно, примерно в 80% случаев банкротства носят криминальный характер, связанный с выводом активов, в том числе за рубеж", "К моменту, когда запускается процедура ликвидации, их активы уже давно выведены", "Непонятно как у нас работает все-таки банковский контроль. Значит, что-то в банковском контроле со стороны ЦБ не в порядке. Надо подумать, что менять в банковском надзоре", "Несмотря на то, что преднамеренное банкротство банка является уголовным преступлением, реальных дел по этой статье единицы", "Как правило, все выведут – сами удерут за границу. Почему-то их выпускают". А квинтэссенцией праведного высочайшего гнева стало вот это: "Следующим шагом для защиты кредитных организаций от банкротств, как ни странно это прозвучит, должно стать усиление ответственности Банка России и его отдельных должностных лиц".
На самом деле, ничего нового Валентина Матвиенко не сказала. Абсолютно ничего нового. Всё сказанное ею было известно на банковском рынке давным давно. Новое во всё этом только то, что проблема поднята на столь высокий уровень. Это значит, что проблема стала нестерпимой. Давайте-ка подумаем, что могло стать причиной наезда третьего лица в государстве на практику банковского надзора, осуществляемую Банком России? Может быть, виной всему банкротство "Внешпромбанка", в результате которого пострадали сбережения многих высокопоставленных особ? Ведь до того регулятором было уничтожено несколько сотен банков, в том числе и крупных банков, и это не вызвало вообще никакой реакции. А тут такой шум поднялся. Третье лицо в государстве соизволило обратить свой высочайший взор на мелкую возню холопов. А всё потому, что представители российской Ылиты свои "бабки" потеряли – за это кто-то должен ответить.
Руководство и акционеры "Внешпромбанка", само собой, ответят по всей строгости советс… ой, простите, российских законов. Если не ошибаюсь, это первый случай в российской практике, когда руководитель, и по совместительству акционер, обанкротившегося банка Лариса Ивановна Маркус столь оперативно был помещена на нары. Все остальные почему-то легко покидали нашу страну, несмотря на всю строгость наших законов. Перечислю лишь самые вопиющие примеры: Сергей Викторович Пугачёв ("Международный промышленный банк", "Межпромбанк"), Андрей Фридрихович Бородин ("Банк Москвы"), Илья Сергеевич Юров (банк "Траст"), Сергей Леонидович Леонтьев ("Пробизнесбанк"), Анатолий Леонидович Мотылёв (банк "Российский кредит"). Из перечисленных банков исчезли десятки миллиардов рублей. Но лишь к Пугачёву у государства российского есть вопросы, которые оно активно пытается задать. И то, похоже, только потому, что Сергей Викторович не стал молчать про свои взаимоотношения с российской властью вообще, и с российским президентом в частности. А сидел бы тихо в своих франциях и англиях, и к нему никаких претензий не было бы. До остальных нашим чиновникам дела нет, несмотря на многомиллиардные дыры, оставшиеся в банках после исчезновения этих людей.
После столь высокопоставленной нахлобучки руководство ЦБ тут же начало изображать бурную деятельность. А как иначе прикажете воспринимать информацию о реорганизации банковского надзора? Знаете, что регулятор сделает для улучшения этого самого надзора? Цитирую: "Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу о необходимости реорганизации банковского надзора. Мы не разгоняем надзор, не увеличиваем штат, а проводим реорганизацию, связанную с нашими возможностями", – заявил первый заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский.
Этот человек как раз и отвечает в ЦБ за надзор. Вдруг, ни с того, ни с сего, он сел, проанализировал, и решил таблички на дверях поменять. Потому что в ЦБ будет создано подразделение, которое займётся оценкой рисков банков. Именно сейчас. Раньше никаких оснований для этого не было. Фактические банкротства перечисленных выше банков вообще никак не повлияли даже на изготовление новых табличек. Первый из перечисленных ("Межпромбанк") разорился ещё в 2010 году. Однако за 5 лет не было сделано вообще ничего. Нет, конечно, регулятор может возразить, что он стал гораздо чаще отзывать лицензии, очищая рынок от нежизнеспособных банков. Но по-прежнему, максимум, на что способен ЦБ – прийти в уже пустой, разворованный акционерами и/или руководителями, банк и забрать у него лицензию. За эти годы даже банальных оргвыводов с громкими увольнениями в самом центробанке не было. Уволили несколько сотрудников среднего звена. Стрелочников. Всё осталось на прежнем уровне. Безнаказанность неизбежно привела к безответственности. Что и позволило разориться всем этим банкам. Ляпота.
Но стоило некоторым чиновникам потерять не государственные (им на это как-то всё равно, судя по реальным делам последних 16 лет), а своим личным "бабкам", как шестерёночки со скрипом, но зашевелились. Приведёт ли это к чему-то хорошему? Не думаю. Ходящие по рынку слухи о существующих в России практиках надзора не позволяют надеяться на позитивные изменения. Если описать эти практики одним словом – это слово будет "коррупция".
Теоретически, нет ничего сложного в том, чтобы уничтожить коррупцию в одной отдельно взятой структуре. Проблема, однако, в том, что эта самая коррупция разъела в России абсолютно всё. Дело дошло до того, что уже президента РФ Владимира Путина официально обвинили в коррупции (смотри статью
"Кремль потребовал от США объяснений из-за заявления о коррумпированности Путина."). И это совсем не голословные обвинения. Достаточно посмотреть фильм-расследование Би-би-си (BBC) "Тайные богатства Путина", чтобы убедиться в обоснованности этих обвинений. Если вам этих доказательств недостаточно, поищите информацию о расследовании испанской прокуратурой скандального "дела русской мафии". Поищите интервью Сергея Колесникова (в частности, интервью от 22 ноября 2014 года), Максима Фрейдзона (в частности, интервью от 23 марта 2015 года), Юрия Швеца (в частности, интервью от 14 мая 2015 года). Поищите информацию по ключевым словам "Леонид Усвяцов, Василий Шестаков, Владимир Кумарин ("Кум"), Константин Голощапов, Роман Цепов, кооператив "Озеро", фирма SPAG". Поищите "Доклад по делу о смерти Александра Литвиненко" судьи сэра Роберта Оуэна.
Как может один коррупционер запрещать брать взятки другому коррупционеру? Он ведь тут же получит обвинения, типа "Ой, кто бы говорил?", "И эти люди запрещают нам ковыряться в носу", "Начни с себя", "Почему тебе можно, а нам нельзя?". И возразить ему на эти обвинения будет нечего.
Так что поручать тому же Симановскому исправлять надзор, которым он занимался в центральном аппарате ЦБ с 1996 года – это классическое "пчёлы против мёда". Тут не трубу, тут всю систему менять надо. Кто этим будет заниматься? Даже если найти честнейшего из честнейших на необъятных просторах нашей Родины, максимум, через год он уйдёт, громко хлопнув дверью. Это уже происходит в Украине, где несколько честных человека не выдержали постоянного давления, которое на них оказывало окружение, отравленное коррупцией, и подали прошение об отставке.
Так что, по-хорошему, надо не с надзора начинать. Совсем не с надзора. И почему-то вспоминается царь Иоанн из комедии "Иван Васильевич меняет профессию": "Сперва на кол посадить, а уж опосля…". И колов этих придётся заготовить очень много. А иначе уже никак. Таблетки уже не помогут. Только хирургическое вмешательство. Вот только где найти этого хирурга?