Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев скоро станет притчей во языцех. Что бы он не сказал – всё мимо, всё глупо, всё нелепо. Это наш "розовый оптимист", наш искатель дна. Их он уже нашёл целых шесть штук (смотри статью
"Алексей Улюкаев нашёл шестое дно российской экономики"). Скоро, наверняка, найдёт очередное дно.
Вот и на Гайдаровском форуме он продолжил жечь напалмом, предложив вернуться к обсуждению вопроса приватизации крупнейших российских госбанков – "Сбербанка" и ВТБ. Нашёл самое лучшее время для продажи, ага. Цитирую его слова на форуме: "Очень качественные активы, которые привлекательны во всём мире", "Позволит улучшить ситуацию с капитализацией отечественной банковской системы". Что ни фраза – то самый настоящий перл.
Очень качественные активы, Карл! Это у банков, которые ещё недавно предлагали взять кредит каждому встречному-поперечному. Это у банковской системы, в которой проблемы в среднем по больнице начали расти аж с начала 2014 года (смотри график
"динамики просроченной задолженности и качества кредитов"), а проблемы с кредитами населению начали расти аж с начала 2013 года (смотри график
"динамики просроченной задолженности физических лиц"). Не думаю, что у "Сбербанка" и ВТБ ситуация с качеством кредитов сильно лучше, чем в системе в целом.
Активы привлекательны во всём мире, Карл! Во всём мире, может быть, банковские активы и привлекательны сейчас. Хотя я сильно в этом сомневаюсь. Но вот в России банки торгуются примерно за половину собственного капитала. За половину капитала, Карл! Не за 4-6 капиталов, как это было в 2007 году, и даже не за капитал, а всего за половину. Это очень наглядно демонстрирует отношение инвесторов к качеству активов российских банков и их привлекательности. Есть ещё очень наглядный критерий степени привлекательности российских банков. Иностранные инвесторы потихоньку продают свои российские банки, и покидают Россию. Эта тенденция стала заметна с 2008 года (смотри новость
"Иностранные банки продолжают уходить из России. Настал черёд киприотов"). Новые инвесторы не приходят.
Наш фантаст даже западные санкции, запрещающие иностранным инвесторам покупать новые бумаги российских госкомпаний, не считает помехой. "У нас есть 100 возможностей для того, чтобы решить этот вопрос. Есть и внутренний спрос на эти активы", – заявил Улюкаев. Он всё-таки признал, что санкции "являются помехой", но бодро заявил, что "существуют технические возможности даже при условии санкционного режима проводить приватизационные сделки".
Этот феерический бред очень сложно комментировать. Какие инвесторы? Откуда они возьмутся? На кой чёрт им покупать кота в мешке из страны, которая разругалась со многими своими соседями (и не только соседями), постоянно бряцает ржавым оружием музейной ценности, и ещё угрожает некоторых стереть в радиоактивный пепел?
Вот и заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев не понимает "Какие иностранные инвесторы могут [сейчас] заинтересоваться санкционными банками". Не понимает этого и аналитик Fitch Александр Данилов: "Непонятно, кому [правительство] рассчитывает продать акции в случае приватизации". Не понимают этого и в самих банках, отказавшись комментировать эту тему журналистам.
И ещё один момент. Вот Алексей Улюкаев сказал, что приватизация позволит улучшить ситуацию с капитализацией отечественной банковской системы. Простите, а разве власть озаботилась приватизацией госсобственности не для пополнения бюджета? Деньги от продажи акций банков (если предположить невероятное – продажа состоится) пойдут в бюджет на затыкание его дыр, а вовсе не в банки. Впрочем, вполне возможно, что государству придётся в 2016 году затыкать дыры и в банках.
Ну, а если отвлечься от текущего момента, то ВТБ приватизировать можно. Он не является, в отличие от "Сбербанка" стержневым хребтом российской банковской системы. Это без "Сбербанка", который занимает до 50% рынка во всех его сегментах, никакой банковской жизни в России не будет. А без ВТБ Россия вполне может обойтись. Как и без любого другого банка. Как я сказал году так в 2010 – "ВТБ умрёт последним. Потому что "Сбербанк" не умрёт никогда". "Сбербанк" обязательно должен оставаться с контрольным влиянием государства.