|
21.12.15/02:22 Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента "Сбербанка", "Газпромбанка" и "Россельхозбанка"
Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 10 декабря 2015 года подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента "Сбербанка", "Газпромбанка" и "Россельхозбанка", сообщила пресс-служба агентства.
Fitch подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента ("РДЭ") в иностранной и национальной валюте "Сбербанка") на уровне "BBB-". Fitch подтвердило долгосрочные РДЭ "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" на уровне "BB+". Прогноз по рейтингам – "Негативный".
Подтверждение долгосрочных РДЭ в иностранной валюте и уровней поддержки долгосрочных РДЭ "Сбербанка" и на одном уровне с суверенным рейтингом ("BBB-"), а также "Россельхозбанка" и "Газпромбанка" на уровне "BB+" обусловлены мнением Fitch об очень высокой готовности российских властей предоставлять им поддержку в случае необходимости. Это мнение принимает во внимание следующие факторы:
(i) мажоритарные доли в этих банках принадлежат государству (50%+1 акция "Сбербанка"; 100% в "Россельхозбанке") или имеется высокая степень контроля и надзора со стороны государства через квазигосударственные структуры (в случае "Газпромбанка"), прежде всего через основателя и акционера этого банка, "Газпром" ("BBB-"/прогноз "Негативный");
(ii) исключительно высокая системная значимость "Сбербанка", на что указывают его доминирующие доли рынка (около 30% активов банковской системы и 44% розничных депозитов на конец 10 мес. 2015 г.), важная роль "Россельхозбанка" в проводимой политике поддержки сельскохозяйственного сектора и высокая системная значимость "Газпромбанка" для банковского сектора;
(iii) история оказания поддержки банкам, включая недавнюю крупную рекапитализацию "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" посредством приобретения государственным "Агентством по страхованию вкладов" ("АСВ") эмиссий привилегированных акций, классифицируемых как базовый капитал. Fitch расценивает такой капитал как капитал хорошего качества, позволяющий покрывать убытки, и на 100% приравнивает к капиталу;
(iv) высокие репутационные риски в случае потенциального дефолта банков для российских властей/акционеров под госконтролем.
РДЭ "Сбербанка" также подкрепляются самостоятельной кредитоспособностью банка, которая отражена в его рейтинге устойчивости "bbb-".
Рейтинги "Газпромбанка" и "Россельхозбанка" на один уровень ниже рейтингов "Сбербанка", так как "Газпромбанк" и "Россельхозбанк" не имеют исключительной значимости для банковской системы, как "Сбербанк". Разница между рейтингами "Россельхозбанка" и "Газпромбанка", с одной стороны, и суверенным рейтингом, с другой, также отражает следующие моменты: (i) задержки с предоставлением значительной поддержки капиталом от государства, имевшие место в прошлом, у "Россельхозбанка" и потенциальные остающиеся у него потребности в капитале (ii) то что "Газпромбанк" не находится в прямой мажоритарной собственности государства.
Тот факт, что Центральный банк России ("ЦБ РФ") рассматривает эти банки как системно значимые для банковского сектора страны, не оказывает значительного влияния на мнение Fitch о поддержке. Такой статус системно значимых банков в равной степени распространяется на крупные банки в иностранной и частной собственности, как и на кредитные организации в госсобственности, и предполагает скорее более строгий надзор за банками, чем подтверждение какого-либо намерения оказывать им поддержку. По мнению Fitch, потенциальное введение законодательства, предусматривающего механизм bail-in (вовлечение приоритетных кредиторов в разрешение проблем у банков, испытывающих сложности), которое в настоящее время обсуждается в России, но вряд ли будет принято в ближайшее время, не обязательно приведет к автоматическому понижению уровней поддержки долгосрочных РДЭ у коммерческих банков в госсобственности, так как мы считаем, что им по-прежнему будет доступна поддержка с учетом структуры собственности у этих банков и их роли в проводимой политике.
Подтверждение национальных рейтингов банков учитывает мнение Fitch, что они по-прежнему входят в число организаций с наивысшей кредитоспособностью в России. "Стабильный" прогноз по национальным рейтингам отражает мнение агентства о том, что кредитоспособность эмитентов в России относительно друг друга вряд ли претерпит значительные изменения в случае понижения суверенного рейтинга.
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" "bbb-" отражает следующие факторы: (i) значительную способность банка влиять на ценообразование ввиду его доминирующих рыночных долей в российском банковском секторе, (ii) лишь умеренное ухудшение качества активов по настоящее время, (iii) прибыльную деятельность на протяжении всего экономического цикла, (iv) дешевую и стабильную базу фондирования и хорошую ликвидность.
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" зависит от суверенного рейтинга России ("BBB-"/прогноз "Негативный") ввиду значительного суверенного риска (0,5x основного капитала по методологии Fitch на конец 1 полугодия 2015 г.) и от экономической среды в целом, при том что вклад зарубежных дочерних структур в активы и доходы "Сбербанка" остается лишь умеренным.
Ухудшение качества активов "Сбербанка" было умеренным. Так, неработающие кредиты повысились до 5,4% на конец 3 кв. 2015 г. (покрытие резервами составляло 1,1x) относительно 3,2% в конце 2014 г. Как следствие, отчисления в резерв под обесценение кредитов выросли до 2,6% кредитов за 9 мес. 2015 г. с 2,3% в 2014 г. и 1,1% в 2013 г. Мы ожидаем, что отчисления в резерв под обесценение стабилизируются в 2016 г. и не превысят 2,5%, так как наиболее проблемные кредиты (например, Мечелу, Трансаэро и украинским заемщикам) достаточно хорошо зарезервированы. Поэтому отчисления под обесценение должны быть с запасом покрыты доходами банка до отчислений под обесценение (около 4% средних кредитов за 9 мес. 2015 г. в годовом выражении), и кроме того этот показатель может улучшиться примерно на 0,5-1,0% в 2016 г., если стоимость фондирования продолжит снижаться. Прибыльность, как и у других российских банков, также является чувствительной к дальнейшим существенным внешним шокам.
Капитализация "Сбербанка" является приемлемой, о чем свидетельствует показатель основного капитала по методологии Fitch в 9% на конец 3 кв. 2015 г. Регулятивный показатель основного капитала также был адекватным на уровне 8,6% в конце 3 кв. 2015 г., хотя прибавка примерно в 40 б.п. была за счет послаблений по валютному курсу. Банк должен комфортно соблюдать увеличившиеся требования по минимальному базовому капиталу в 5,3% (включая дополнительный запас капитала для банков, имеющих системную значимость), которые вступают в действие с 1 января 2016 г. Ввиду умеренных планов по росту кредитования и достаточной способности генерировать капитал за счет прибыли показатели капитализации должны, как минимум, остаться стабильными в 2016 г.
Сильная позиция ликвидности у "Сбербанка" подкрепляется существенным запасом ликвидных активов (как в национальной, так и в иностранной валюте) и диверсифицированной и достаточно стабильной базой депозитов. Как и большинство других банков в секторе, "Сбербанк" столкнулся с умеренным оттоком фондирования в декабре 2014 г., но со 2 кв. 2015 г. имеет стабильный приток клиентских депозитов (отношение кредитов к депозитам сократилось до приемлемого показателя в 105% на конец 3 кв. 2015 г. по сравнению с 120% на конец 2014 г.). Долг, привлеченный на финансовых рынках, является умеренным (5% всех обязательств на конец 3 кв. 2015 г.), потребности "Сбербанка" в рефинансировании внешнего долга в 2016 г. являются невысокими, и следующий пик выплат наступает в феврале-марте 2017 г. (3 млрд. долл. без учета торгового финансирования; менее 2% от обязательств банка).
Рейтинг устойчивости "Газпромбанка" "bb-" отражает его умеренную капитализацию, убыточную деятельность в последнее время и существенный объем высокорисковых кредитов/небанковских активов, которые могут потребовать заметных дополнительных отчислений под обесценение. В то же время рейтинг устойчивости учитывает значительные рыночные позиции у банка, его в целом более низкорисковое кредитование, сфокусированное на более крупных и сильных российских компаниях и обеспеченных розничных продуктах, комфортную в настоящее время ликвидность и доступ к капиталу в соответствии с программами российского правительства.
Показатель неработающих кредитов был низким на уровне 2,3% на конец 3 кв. 2015 г. (1% на конец 2014 г.). В то же время ещё 9% кредитов, хотя технически не относятся к неработающим, являются высокорисковыми и были источником повышенных отчислений под обесценение за 9 мес. 2015 г. Эти кредиты включают: (i) кредиты на сделки слияний и поглощений группе по производству удобрений, которые были частично обеспечены акциями украинских компаний (23% скорректированного капитала, удовлетворяющего критериям Fitch, на конец 1 пол. 2015 г.); и (ii) обеспеченный кредит Мечелу (26%). Высокие риски также связаны с крупными инвестициями "Газпромбанка" в акции преимущественно демонстрирующих слабые показатели небанковских дочерних компаний (37% капитала, удовлетворяющего критериям Fitch) и другими, в основном неликвидными, вложениями в акции (30% капитала, удовлетворяющего критериям Fitch).
Капитал, удовлетворяющий критериям Fitch, включает основной капитал по методологии Fitch и привилегированные акции, выпущенные в декабре 2014 г. и августе 2015 г., которые Fitch рассматривает как капитал хорошего качества, который может быть использован для покрытия убытков. Капитал, удовлетворяющий критериям Fitch, на конец 1 пол. 2015 г. был скорректирован на августовский выпуск при расчете рисков относительно капитала. Fitch рассматривает капитализацию как уязвимую, несмотря на недавние взносы капитала, ввиду по-прежнему умеренных коэффициентов достаточности, значительного объема высокорисковых активов и операционных убытков. Капитал, удовлетворяющий критериям Fitch, составлял 7,1% на конец 3 кв. 2015 г., лишь умеренно повысившись по сравнению с 6,1% на конец 2014 г., поскольку давление со стороны убытков, обусловленных обесценением (суммарный убыток был равен 4,8% от среднего капитала за 9 мес. 2015 г. в годовом выражении), и девальвации рубля частично нивелировало преимущества от выпуска привилегированных акций (приобретенных АСВ). Регулятивный показатель базового капитала был равен 8,8% на конец октября 2015 г., отчасти ввиду регулятивного послабления по обменному курсу, используемому для расчета активов, взвешенных с учетом риска.
Ликвидность у "Газпромбанка" остается комфортной, что частично отражает казначейскую роль банка для "Газпрома" и других крупных нефтегазовых компаний. Высоколиквидные активы на конец 1 полугодия 2015 г. за вычетом погашений приоритетного необеспеченного долга до конца 2016 г. были на хорошем уровне в 30% от всех клиентских депозитов.
Рейтинг устойчивости "Россельхозбанка" "b-" отражает слабое качество активов банка, его уязвимую капитализацию с учетом значительного объема незарезервированных проблемных кредитов и слабого генерирования капитала за счет прибыли, а также высокой зависимости от фондирования, привлеченного на рынках капитала. Кроме того, рейтинг устойчивости учитывает улучшение капитализации банка после недавних взносов капитала и адекватную на сегодня позицию ликвидности.
Неработающие кредиты у "Россельхозбанка" были на высоком уровне в 18% от суммарного кредитного портфеля на конец 1 полугодия 2015 г. Покрытие этих кредитов резервами было лишь умеренным на уровне 54%, а незарезервированная часть была равна 91% капитала, удовлетворяющего критериям Fitch. Кроме того, реструктурированные и/или пролонгированные кредиты, подпадающие в категорию "под наблюдением", составляли еще 6% кредитов на конец 2014 г. (последняя имеющаяся информация). Дальнейшие негативные риски обусловлены преимущественно долгосрочными кредитами у банка, которые нередко имеют единовременное погашение и субсидируемые процентные ставки.
Показатель капитала, удовлетворяющего критериям Fitch, у "Россельхозбанка" был умеренным на уровне 7,3% на конец 1 полугодия 2015 г., но с корректировкой на взнос капитала от АСВ в декабре в размере 69 млрд. руб. и убыток на сумму 22 млрд. руб. в 3 кв. 2015 г. должен был улучшиться до около 9,5%. Регулятивный показатель основного капитала на уровне 8,6% на конец 10 мес. 2015 г. увеличился бы до 11,6% после корректировки на взнос капитала. Текущие показатели капитала, который может быть использован для покрытия убытков, в целом находятся на уровне 2014 г., поскольку операционные убытки (отрицательная доходность на средний капитал (ROAE) в 53% за 9 мес. 2015 г.) в значительной мере нивелировали взнос от АСВ.
"Россельхозбанк" ожидает дальнейшую поддержку капиталом в размере 20 млрд. руб. (равную 1% от активов, взвешенных с учетом риска) в 2016-2017 гг. в рамках программы развития сельскохозяйственного сектора (часть государственного бюджета) и потенциально 60 млрд. руб. (3%) в 2018-2020 гг., но эти суммы являются умеренными относительно рисков дальнейшего обесценения кредитного портфеля.
Высокое отношение кредитов к депозитам у "Россельхозбанка" (158% на конец 3 кв. 2015 г.) отражает существенную зависимость банка от фондирования, привлеченного на финансовых рынках (45% обязательств на конец 3 кв. 2015 г.), половина которого предоставлена зарубежными кредиторами. Потребности в рефинансировании на 2016 г. являются умеренными и включают еврооблигации на 52 млрд. руб. и 161 млн. долл. (в сумме равные 3% от обязательств). На конец 3 кв. 2015 г. Россельхозбанк имел ликвидные активы (денежные средства, краткосрочные банковские размещения, не обремененные залогом ценные бумаги и кредиты, которые могут быть использованы для рефинансирования в ЦБ РФ) в размере 460 млрд. руб. (7 млрд. долл.), которые были достаточными для выплаты всего финансирования, привлеченного на финансовых рынках, до конца 2018 г. Финансирование, привлеченное на внутренних рынках капитала, в значительной мере может быть рефинансировано на местном рынке.
"Негативный" прогноз по рейтингам всех эмитентов, рассматриваемых в данном комментарии, отражает потенциал их понижения в случае понижения суверенных рейтингов России и снижения странового потолка. В случае существенного ослабления готовности материнских банков предоставлять поддержку (не ожидается Fitch в настоящее время) также возможны понижения рейтингов их дочерних структур.
Кроме того, обусловленные поддержкой рейтинги "Газпромбанка" могут испытать негативное давление в случае заметного сокращения доли в собственности квазисуверенных структур и/или в случае существенного ослабления связей между банком и российскими властями.
Рейтинги приоритетного необеспеченного долга и рейтинги субординированного долга "старого образца", вероятно, будут изменяться вместе с долгосрочными РДЭ соответствующих банков. Изменения рейтингов устойчивости, скорее всего, будут сопровождаться соответствующими изменениями рейтингов субординированного долга "нового образца".
Рейтинг устойчивости "Сбербанка" может быть понижен в случае понижения суверенных рейтингов, если произойдет дальнейшее заметное ухудшение экономических перспектив России или в случае ослабления качества активов и капитала у "Сбербанка". В случае стабилизации операционной среды и пересмотра прогноза по суверенным рейтингам на "Стабильный", это может способствовать стабилизации рейтинга на текущем уровне.
Рейтинг устойчивости "Газпромбанка" может быть понижен в случае ослабления качества активов или капитализации. Стабилизация операционной среды и показателей капитализации банка способствовала бы стабилизации рейтинга устойчивости на текущем уровне.
Рейтинг устойчивости "Россельхозбанка" может быть понижен в случае заметного дальнейшего ухудшения качества активов, которое не сможет быть оперативно компенсировано новым капиталом. Дальнейшее укрепление капитализации, которое обусловило бы уменьшение рисков по качеству активов, могло бы привести к повышению рейтинга устойчивости. Источник: Соб.инф.
|
|