|
4.12.15/16:34 "Альфа-банк": Последствия ввода санкции против Турции для ВВП неясны, ускорение инфляции очевидно
Россия ввела санкции против турецких товаров и услуг. 28 ноября Президент РФ Владимир Путин подписал указ о введении санкций против Турции в качестве ответной меры на инцидент со сбитым российским бомбардировщиком. Его указ предполагает: 1) ограничения на чартерные перелеты между двумя странами; 2) ограничения на турецкий импорт; 3) ограничение деятельности турецких организаций в России (список компаний пока не утвержден) и ограничения на наем турецких граждан на работу с 2016 года. Хотя все эти меры направлены против турецкой экономики, мы обеспокоены их последствиями для самой России.
Ограничения по туризму приведут к росту цен на туристические услуги внутри России и нанесут урон бизнесу, связанному с поездками. Так как российские турагентства уже прекратили предлагать туры в Турцию и отменили прямые чартерные перелеты, поток российских туристов в Турцию (более 4 млн человек в год), судя по всему, исчезнет. Турция и Египет (последний также теперь закрыт для россиян из-за катастрофы A-321) – два наиболее доступных (то есть трудно заменимых) направления для отдыха россиян; на долю этих стран приходилось более 7 млн туристов в год (до 50% всех курортных выездов) и, по нашей оценке, $10 млрд расходов. Если эти потоки перенаправить на внутренний рынок, стоимость услуг, связанных с поездками по России, вырастет на 15-20% г/г, добавив 0,5-0,8 п. п. к ИПЦ. Кроме того, стоит ожидать и сокращения бизнеса и штата российских туристических агентств, чартерных авиакомпаний и аэропортов. Это будет особенно заметно в регионах, где заграничные поездки были наиболее сильно сконцентрированы в бюджетном сегменте.
Ограничения на турецкий импорт могут добить еще 1,5 п. п. к инфляции. Доля Турции в совокупном российском импорте составляет всего 2%, однако в некоторых сегментах, особенно в сегменте сезонных продуктов питания, она особенно высока:
по данным "Центра развития" НИУ-ВШЭ, на долю Турции приходится до 20% импорта овощей и фруктов и 10% потребления овощей и фруктов в России. Эффект эмбарго будет особенно сильно ощутим именно в зимний период, когда возможности по импортозамещению у российских производителей гораздо ниже. Учитывая возможные ограничения на непродуктовый импорт, в том числе на текстиль и одежду, ограничения на турецкий импорт могут добавить 1,5 п. п. к инфляции.
Проекты в области дорогой недвижимости могут оказаться под давлением. По данным РБК, сейчас в России работают четыре крупные турецкие строительные компании, которые специализируются на строительстве жилой, офисной и торговой недвижимости в Москве. В этих компаниях работает 55 тыс. турецких граждан – это вторая по численности иностранная рабочая сила в России после Китая. Из-за санкций турецкие инвесторы будут вынуждены продавать или перерегистрировать свои компании, что приведет к потенциальному росту издержек, связанных с проектами по строительству недвижимости в России. Впрочем, из-за того, что рынок сейчас находится на дне, этот факт может быть пока не так заметен.
Поставки газа в Турцию, судя по всему, не пострадают. Неудивительно и то, что Россия, отвечая на инцидент со сбитым бомбардировщиком, не стала сокращать объемы поставок газа (27 млрд куб. м) в Турцию, поскольку на нее приходится 17% российского экспорта газа в страны дальнего зарубежья, и она второй крупнейший потребитель российского газа после Германии. Из-за неблагоприятной конъюнктуры глобальных рынков и инфраструктурных ограничений эти потоки не могут быть направлены в другие страны. Кроме того, Турция импортирует 60% своего газа из России, и поиски альтернативного поставщика в ближайшее время вряд ли могут увенчаться успехом.
Последствия для ВВП неясны, ускорение инфляции неизбежно. Хотя санкции могут поддержать рост ВВП, они негативны с точки зрения инфляции. Наш прогноз роста ВВП на 2016 г. сейчас составляет 0,3%, инфляции – 8,0%. Мы обновим свой макропрогноз в ближайшие пару недель, однако потенциальный масштаб дополнительного инфляционного шока, на наш взгляд, составляет 2 п. п. Это очередной аргумент против смягчения монетарной политики, и поэтому мы подтверждаем свое мнение о том, что ЦБ сохранит ставку без изменений на предстоящем заседании совета директоров. Источник: Соб.инф.
|
|