 |
12.09.15/22:40 ЦБ начал более реально смотреть на происходящие в России и мире процессы. Но, на самом деле, пессимистичный сценарий должен быть базовым
Председатель Банка России Эльвира Набиуллина по итогам заседания совета директоров 11 сентября 2015 года заявила следующее [самое главное на наш взгляд]:
Базовый прогноз исходит из средней цены на нефть в 50 долларов за баррель в последующие три года. Оптимистичный сценарий предполагает рост цен до 60 долларов за баррель в следующем году, 70 долларов за баррель в 2017 году и 75 долларов за баррель в 2018 году. Рисковый сценарий предполагает снижение цен на нефть до уровня 40 долларов за баррель или ниже на все 3 года.
Во всех вариантах развития событий мы по-прежнему предполагаем сохранение финансовых санкций и действующих ограничений на ввоз отдельных видов импортных товаров на всем горизонте прогноза, а также продолжение консервативной бюджетной и тарифной политики.
В базовом сценарии мы ожидаем, что темпы роста российской экономики останутся отрицательными и в 2016 году – на уровне -(0,5–1,0)%, в 2017 году достигнут небольших положительных значений, а в 2018 году могут составить 2,0–3,0%. В оптимистичном сценарии рост экономики начнется уже в 2016 году. К 2018 году темпы роста ВВП повысятся до 2,5–3,5%. В рисковом сценарии неблагоприятные внешние факторы обусловят более сильный и продолжительный спад инвестиционной и потребительской активности. Падение ВВП может углубиться в 2016 году и продолжиться в 2017 году. Выход на траекторию роста в рисковом сценарии можно ожидать только в 2018 году.
В базовом сценарии уровень валютных резервов по итогам прогнозного периода существенно не изменится. В оптимистичном сценарии возможен небольшой рост валютных резервов (около 15 млрд долларов в год), в том числе за счет постепенного сокращения операций валютного рефинансирования. При этом, если внешняя конъюнктура будет более благоприятной, мы в среднесрочной перспективе продолжим пополнение валютных резервов, которые являются нашим буфером для отражения угроз финансовой стабильности в будущем. В рисковом сценарии предотвращение угроз финансовой стабильности может потребовать расширения операций валютного рефинансирования. В этом случае мы прогнозируем снижение резервов в 2016 году и отсутствие возможностей их повышения в 2017–2018 годах.
Наконец, наш ЦБ начал более реально смотреть на происходящие в России и мире процессы. Уже нет шапкозакидательских настроений. Нет безудержного оптимизма. И хотя базовый сценарий всё ещё кажется слишком оптимистичным, всё же он достаточно сдержан.
На самом деле, базовым должен был стать пессимистичный сценарий ЦБ. Он наиболее адекватно отражает действительность. Это и явное замедление китайской экономики, которое уже не в силах скрыть творящая чудеса китайская статистика. И переизбыток предложения нефти на рынке, который даже не думает уменьшаться. Хуже того, дисбаланс ещё больше увеличится в 2016 году, когда на рынок полноценно выйдет Иран, а консолидировавшиеся компании по добыче сланцевой нефти в США улучшат технологии, снизят себестоимость, и опять начнут наращивать добычу. Это и усиливающиеся санкции против России.
Китайский фактор приведёт к замедлению спроса на нефть. Иранский и сланцевый фактор приведут к росту предложения нефти. Суммарно это приведёт к дальнейшему падению цен на нефть не только ниже 40 долларов за баррель, но и ниже 30 долларов, а в пике, возможно, и ниже 20 долларов. Даже если пиковые значения не продержатся долго, всё равно среднегодовая цена нефти будет ниже 40 долларов за баррель. Такие низкие цены проделают гигантскую дыру в российском бюджете, которую наши "умнейшие" власти за последние 25 лет научились затыкать только одним единственным способом - девальвацией рубля.
Следующий пункт - санкции. До конца 2015 года Украина должна получить контроль на всём протяжении российско-украинской границы. Если это случится - на проекте "Недороссии" можно ставить жирный крест. Что-то подсказывает, что этого не произойдёт. А, значит, санкции будут усилены. Бить будут по больному - по добыче нефти и газа. То есть добыча в 2016 году будет снижаться с соответствующими результатами для бюджета и ВВП. Проблемы бюджета будут негативно влиять на всё. И на реально располагаемые доходы населения, и на инвестиции. Падать будет всё. Даже пока ещё положительное сальдо торгового баланса.
Всё вышеперечисленное вполне способно уменьшить ВВП России в 2016 году ещё на 4%. Даже эффект низкой базы 2015 года не поможет.
Вот это и есть базовый прогноз на следующий год. Этот прогноз не учитывает возможное сползание всего мира в рецессию, как это было в кризис 2008-2009 годах. А уж если случится мировой экономический кризис, то спад российского ВВП вполне может достигнуть и двухзначных цифр. Но пока вероятность этого действительно пессимистичного сценария не очень велика. Источник: Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru
|
 |