Новый отчет S&P: Почему финансовое оздоровление проблемных российских банков может ухудшить кредитное качество банков-санаторов.
Банкротства банков в России, вероятнее всего, продолжатся во второй половине 2015 г. и в 2016 г., поскольку ситуация в экономике остается достаточно сложной, а Центральный банк Российской Федерации (Банк России) продолжает "расчистку" банковского сектора. Негативное влияние на российские банки по-прежнему оказывают углубляющаяся рецессия, высокие расходы на фондирование и ограниченный доступ к международным рынкам капитала. Служба кредитных рейтингов Standard & Poors полагает, что банковский сектор остается уязвимым, поскольку российские банки по-прежнему испытывают значительное давление на показатели качества активов, прибыльности и капитализации. Мы также прогнозируем продолжение сделок по слияниям и поглощениям как среди небольших, так и среди более крупных банков, которые ищут новые механизмы, позволяющие им сохранить рыночную долю, повысить капитализацию и эффективность в текущих неблагоприятных операционных условиях.
Мы полагаем, что в целях поддержания доверия клиентов к банковскому сектору в этот сложный период Банк России и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) по-прежнему будут широко использовать механизмы финансового оздоровления проблемных банков – главным образом путем предоставления фондирования более сильным банкам для приобретения проблемных финансовых организаций и их дальнейшего оздоровления. В связи с этим мы ожидаем, что объём государственной поддержки, используемой в целях финансового оздоровления (с начала применения этого механизма в конце 2008 г.), может достичь 1 трлн руб. до конца 2015 г.
В то же время, несмотря на то, что в краткосрочной перспективе банки-санаторы получают очевидную выгоду от финансового оздоровления (прежде всего прибыль от получения государственного финансирования по ставкам ниже рыночных), мы отмечаем ряд существенных рисков. По нашему мнению, наибольший риск связан с тем, что у банков-санаторов, как правило, очень немного времени (до начала участия в процессе финансового оздоровления) для того, чтобы проанализировать реальное финансовое положение проблемных банков и их активов. Это, в свою очередь, создает риск занижения (и, может быть, значительного) оценки "скрытых" проблем, связанных с балансами проблемных банков. Этот фактор уже обусловил пересмотр прогнозов по рейтингам нескольких банков-санаторов на "Негативный" или помещение их рейтингов в список Creditwatch. По нашему мнению, риски участия в процессе финансового оздоровления могут в конечном счёте перевесить выгоды и привести к понижению рейтингов банков-санаторов.
Используемый в России механизм финансового оздоровления обеспечивает ряд преимуществ в краткосрочной перспективе как для банков-санаторов, получающих прирост капитала вследствие доступа к дешевому финансированию, так и для регулирующих органов, которые обеспечивают сохранение доверия участников рынка к банковскому сектору. Однако применение этого механизма сопряжено с целым рядом рисков, связанных с его недостаточной прозрачностью, и тем фактом, что он используется сравнительно недавно, в связи с чем сложно оценить его эффективность в долгосрочной перспективе.
Принимая во внимание все риски, связанные с участием в процессе финансового оздоровления, мы считаем, что обычно оно оказывает негативное влияние на финансовый профиль банка-санатора и может привести к ухудшению кредитоспособности. Это обстоятельство обусловило помещение рейтингов нескольких банков-санаторов, которые имеют рейтинги Standard & Poors, в список Creditwatch или пересмотр прогнозов по рейтингам этих организаций на "Негативный". Вместе с тем пока участие в процедурах финансового оздоровления не привело к понижению рейтингов банков-санаторов. К числу факторов, которые могут нейтрализовать риски банков-санаторов, относятся:
дополнительные вливания капитала со стороны акционеров банка-санатора;
дополнительная поддержка со стороны государства;
получение гарантий по проблемным кредитам от бывших акционеров санируемого банка;
небольшие размеры баланса проблемного банка по сравнению с балансом банка-санатора;
проведение детального анализа due diligence заблаговременно перед вовлечением в процедуру санации (однако такие случаи редки).
Мы будем продолжать наблюдение за кредитоспособностью банков-санаторов, чтобы определить, имеются ли основания для понижения их кредитных рейтингов по мере реализации процедур финансового оздоровления.
В соответствии с политикой Standard & Poors, только рейтинговый комитет может принимать решение о том или ином рейтинговом действии (в том числе изменении, подтверждении или отзыве кредитного рейтинга, изменении прогноза по рейтингу, помещении рейтинга в список Creditwatch). Настоящая статья-комментарий и её предмет не являются результатами решения рейтингового комитета и не могут интерпретироваться как изменение или подтверждение кредитного рейтинга либо рейтингового прогноза.
Комментарий: всего пару дней назад FinNews.ru озаботился той же темой (смотри статью
"Бинбанк" вызвался спасать российскую банковскую систему от плохих банков? А не надорвётся?"). "Тенденция, однако" (с)