Аналитики "Объединенного кредитного бюро" (ОКБ) подсчитали, что только 6,7 млн. кредитных карт из 31,1 млн. выданных банками используются заемщиками. В расчет принимались все активные карты в базе бюро, сумма ссудной задолженности и сумма минимального платежа по которым составляет не менее 50 рублей.
Такой низкий процент использования карт аналитики связывают с несколькими аспектами. Прежде всего, карты часто выдаются клиентам, которые не испытывают явной потребности в заемных средствах. Это могут быть выдачи карт в местах массового скопления людей (аэропорты, ТЦ и др.), оформление карт клиентам зарплатных проектов или в качестве бонуса при оформлении крупных залоговых кредитов. Также не стоит забывать и о том, что кредитная карта более сложный инструмент, чем тот же кредит наличными, и он требует от заемщика более высокого уровня финансовой грамотности. Не последнюю роль в распространении карт играет невысокий уровень покрытия торговых точек POS-терминалами за пределами городов-миллионников.
После пересмотра банками своих кредитных политик, связанных с мерами ЦБ по охлаждению рынка розничного кредитования, на протяжение всего 2014 года наблюдалось постепенное снижение количества новых выдач карт. Пик пришелся на январь 2015 года, когда банки практически приостановили кредитование. В последние месяцы рынок кредитных карт начинает оживать, но темпам роста пока далеко до значений прошлого года. Так в апреле 2015 года было выдано 181,8 тыс. кредитных карт с общим лимитом 7,277 млрд. рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество выдач сократилось в 4,5 раза, а объём в 5,2 раз (в апреле 2014 года было выдано 814 тыс. штук на 38 млрд. рублей). Однако по сравнению с мартом 2015 года прирост количества выданных карт составил 30%. Средний лимит по новой выданной кредитной карте за год также сократился с 47 тыс рублей до 40 тыс. рублей.
Несмотря на значительное снижение количества и объёма выдач, карты продолжают увеличивать своё присутствие в кредитных портфелях банков. На их долю приходится 44% от общего количества кредитов (в апреле 2014 года – 41%), однако в деньгах эта доля менее существенна и составляет 16% (в апреле 2014 года – 14%).
Кредитные карты в настоящий момент являются наиболее высокорисковым продуктом с точки зрения роста просроченной задолженности. В настоящий момент объём просроченной задолженности по используемым картам составляет 22,4% (по всем открытым – 11%) или 195 млрд. рублей. Из них 21,6% – невозвратные долги с просрочкой платежей более 90 дней. В деньгах это примерно 188 млрд. рублей. За год просрочка по используемым кредитным картам выросла на 8,6%, при этом рост просроченной задолженности по всему розничному портфелю составил только 2,8%.
Высокий уровень просрочки в этом сегменте обусловлен тем, что в период бурного роста розничного кредитования 2011-2013 годах банки использовали кредитные карты в качестве инструмента захвата рынка, не учитывая риски этого вида необеспеченных кредитов. Карты распространялись среди заемщиков, о которых банки имели минимум информации. Также особенности механизма погашения долга в этом револьверном продукте требуют от заемщика определенного уровня финансовых знаний.
По словам председателя совета директоров ОКБ Ирины Кремлевой: "Кредитные карты – не только наиболее рискованный, но и наиболее сложный в управлении продукт для банка. Когда человек пользуется кредитом наличными, у него есть график ежемесячных платежей, которого он должен придерживаться. В случае с картами платежные обязательства у заёмщика возникают только в момент, когда карта начинает использоваться. Для банка очень важно вовремя определить, почему у клиента возникла потребность в заёмных деньгах, связано ли это с разовой крупной покупкой или, например, со снижением доходов. На данных "Сбербанка" мы видим, что заёмщики стали активнее использовать имеющиеся карты, процент использования карточных лимитов за год увеличился с 33% до 38%.
В этом случае на первый план выходит технология управления установленным лимитом: в зависимости от анализа поведения клиента, основанного на внутренних и внешних источниках информации, банк может в автоматическом режиме увеличивать установленный лимит для хороших клиентов или уменьшать лимит в случае обнаружения у клиентов проблем с выполнением кредитных обязательств".
Комментарий: в январе 2015 года банки практически приостановили кредитование, но ни один из них не пожелал сообщить об этом. Более того, многие из них даже оставляли на своих сайтах соответствующие разделы, чтобы все думали, что банк продолжает кредитовать. Такое некорректное поведение российских банков давно не является необычным явлением (смотри статью
"Российские банки патологические лжецы").