По автокредитам  По вкладам  По драг.металлам  По ипотеке  По картам  По кредитам МСБ  По переводам  По потреб.кредитам  По сейфингу
main pagee-mailsearch
Finnews.ru
Новости банков 1Новости банков 2Акции банковПубликацииКурсы ЦБ РФУслуги банковСправочнаяО FinNews.ru
Новости банков 1
 По автокредитам
 По вкладам
 По драг.металлам
 По ипотеке
 По картам
 По кредитам МСБ
 По переводам
 По потреб.кредитам
 По сейфингу
Новости банков 2
 По офисам
 По итогам
 По назначениям
 По рейтингам
 По фальши
 Пресс-релизы
 Все новости
 Поиск новости
Акции банков
 По автокредитам
 По банк.картам
 По депозитам
 По ипотеке
 По кредитам МСБ
 По потреб.кредитам
Публикации
 Макроэкономика
 Общество
 Степан Демура
 Интервью
 Банки
 Инвестиции
 Кредиты
 Личный опыт
 Рейтинг PR
Курсы ЦБ РФ
 Курсы валют сегодня
 Архив курсов валют
 Конвертер валют
Услуги банков
 Автокредиты
 Депозиты
 Драг.металлы
 Ипотека
 Курсы валют в банках
 Кредиты МСБ
 Потреб. кредиты
Справочная
 Банки
 Обменные пункты
 Поиск на PDA
 Небанковские кред.орг-и
О FinNews.ru
 Сервисы
 Реклама
 Вакансии
 Фотобанк
 Индекс настроений
 Индекс депозитов
 Форум
19.02.15/04:01
Продажи новых автомобилей поставили новый антирекорд. Программа утилизации автохлама не помогла в 2014 году, не поможет и в 2015 году. Делеверидж начался и его не остановить
В январе 2015 года продажи новых автомобилей в России поставили новый антирекорд. Продажи упали ниже минимума, достигнутого в январе 2009 года (115 390 автомобилей в январе 2015 года против 118 024 автомобилей в январе 2009 года). А если сравнить продажи год к году, как это обычно принято делать, то в январе 2015 года продажи упали на 24,4% по сравнению с январём 2014 года (смотри график "Продажи новых автомобилей в России").. Это коллапс автомобильного рынка.

Кто-то может сказать, что виной тому ажиотажный спрос на новые автомобили в декабре прошлого года, когда население в попытках спасти свои рублёвые сбережения от обвального падения курса рубля к доллару и евро лихорадочно скупали всё подряд, в том числе и автомобили. Те, кто в реальности собирался купить новый автомобиль в 2015 году, постарался сделать это уже в декабре 2014 года по докризисным ценам на автомобили. Это красивая попытка объяснить самый настоящий обвал спроса в текущем году на новые автомобили, но она объясняет далеко не всё.

Дело в том, что реальный ажиотаж в декабре 2014 года привёл к очень незначительному росту продаж в сравнении с декабрём предыдущего 2013 года (270 653 автомобилей в декабре 2014 года против 264 257 автомобилей в декабре 2013 года). То есть, если бы не случился ажиотаж, в декабре 2014 года рынок продолжил бы своё падение, которое с небольшими перерывами длится уже почти 2 года (смотри график "Динамика продаж новых автомобилей в России").

Два года постоянного падения продаж уже нельзя списать на случайность. Это уже тенденция, имеющая фундаментальные причины. Вряд ли можно говорить о насыщении рынка. Россия по количеству легковых автомобилей на 1000 человек находится (по данным "Всемирного банка" на 2009 год, более свежих данных нет) на 60 месте с показателем 233 автомобиля. Из стран бывшего СССР выше нас в том же году находились Белоруссия (257), Латвия (401), Эстония (407), Литва (508). К слову, Литва обогнала США (440), Японию (452), Францию (480) и ещё кучу высокоразвитых стран по количеству легковых автомобилей на душу населения. Приведённые цифры показывают, что хотя россиянам пока ещё есть, куда стремиться, но разрыв в автомобилизации нашей страны по сравнению с развитыми странами уже не в разы.

Немного прояснить причины падения спроса на новые автомобили может такой показатель, как динамика просроченной задолженности физических лиц перед банками (смотри график "Динамика просроченной задолженности физических лиц"). С февраля 2013 года просроченная задолженность почти постоянно растёт, и с тех пор выросла почти в 1,5 раза – с 4,05% на 1 января 2013 года до 5,94% на 1 декабря 2014 года. Такая динамика тем более любопытна, что формально в России пока нет никакого кризиса. Рецессия, как падение ВВП в течение двух кварталов подряд, пока не зафиксирована. В чём же дело?

К сожалению, в России пока всё очень плохо с разнообразной статистикой (её просто нет по очень многим возможным для наблюдения параметрам), поэтому дальше я выскажу гипотезу, кажущуюся мне наиболее логичной с учётом всех известных факторов.

Российское население всего за каких-то жалких 5-6 лет прошло путь, который американское население прошло за 30 лет. Речь идёт о такой степени закредитованности населения, что текущих доходов перестаёт хватать одновременно на обслуживание и погашение кредитов, и на текущее потребление в прежнем объёме (смотри график "Доля платежей по кредитам в доходах домохозяйств США"). Для американцев оказалось слишком много тратить 13% доходов на обслуживание и погашение кредитов. По России подобной статистики нет, но встречается цифра 20%.

В итоге кто-то первый в один прекрасный день делает выбор в пользу текущего потребления вместо обслуживания и погашения кредитов. Катализатором такого выбора может стать что угодно – задержка зарплаты, внезапно возникшая внеплановая трата (на ремонт чего-либо). С течением времени таких людей становится всё больше и больше. Поэтому и растёт просрочка. В итоге, те, кто уже допустил просрочку по кредиту, и те, кто обслуживает свои кредиты, что называется, из последних сил, уже не могут взвалить на себя ещё и расходы на покупку нового автомобиля. Таким образом, чем больше закредитовано население, тем меньше количество людей, способных купить новый автомобиль. А если смотреть на проблему шире – то и любую другую дорогостоящую покупку. Рост спроса на новые автомобили постепенно угасает до нуля, а потом сменяется падением спроса.

Одновременно с ростом просрочки растёт отрезвление населения от "эпохи" потреблятства всего и вся в кредит. Приходит осознание того, что жить надо по средствам. Поэтому постепенно снижается спрос на новые кредиты и погашаются старые кредиты. Американцы начали трезветь в 2008 году (смотри график "Соотношение долгов к доходам в домохозяйствах США"). Россияне только-только начинают трезветь. Но судя по росту просроченной задолженности и падению продаж новых автомобилей – процесс пошёл.

Поэтому любые попытки как-то остановить этот процесс избавления населения от банковских кредитов (говоря по научному – делеверидж) сродни попыткам писать против ветра. Как и предполагалось (смотри статью "Программа утилизации автохлама – 2. Это рынок не спасёт – он продолжит падать дальше"), попытки государства заинтересовать население покупать новые автомобили фактически провалились, так как они не смогли остановить падение продаж. Эти попытки лишь чуть-чуть затормозили это падение. Если государство решит повторить в 2015 году эту попытку – результат будет тем же.

Банкам следует взглянуть правде в глаза – эпоха безудержного роста кредитных портфелей для них закончилась если не навсегда, то на ближайшие несколько лет точно. 2015 год может стать первым годом, когда кредитные портфели начнут сокращаться. И российским банкам следует уже сейчас задуматься о том, как и за счёт чего они будут жить в новых условиях.

Источник:  Владимир Шевченко, главный редактор FinNews.ru

Перейти на страницу:
 Еще по теме:

© FinNews.ru    
О правилах использования материалов сайта www.finnews.ru смотрите на странице "Информация об авторских правах"

Информационное агентство "Шефа"
Свидетельство о регистрации СМИ: ИА №2-6119 от 4 сентября 2002 года. Выдано Северо-Западным окружным межрегиональным территориальным управлением министерства РФ по делам печати, телерадиовещания средств массовых коммуникаций

ипотека, ипотечный кредит, квартира в кредит, кредит под залог квартиры, кредит под недвижимость, кредит на покупку квартиры, вклады и депозиты, автокредит, автокредитование, автомобили Петербург, автомобиль в кредит, машина в кредит, потребительский кредит, кредиты малый и средний бизнес,

   Ссылки
   
   
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика