В январе 2015 года продажи новых автомобилей в России поставили новый антирекорд. Продажи упали ниже минимума, достигнутого в январе 2009 года (115 390 автомобилей в январе 2015 года против 118 024 автомобилей в январе 2009 года). А если сравнить продажи год к году, как это обычно принято делать, то в январе 2015 года продажи упали на 24,4% по сравнению с январём 2014 года (смотри график
"Продажи новых автомобилей в России").. Это коллапс автомобильного рынка.
Кто-то может сказать, что виной тому ажиотажный спрос на новые автомобили в декабре прошлого года, когда население в попытках спасти свои рублёвые сбережения от обвального падения курса рубля к доллару и евро лихорадочно скупали всё подряд, в том числе и автомобили. Те, кто в реальности собирался купить новый автомобиль в 2015 году, постарался сделать это уже в декабре 2014 года по докризисным ценам на автомобили. Это красивая попытка объяснить самый настоящий обвал спроса в текущем году на новые автомобили, но она объясняет далеко не всё.
Дело в том, что реальный ажиотаж в декабре 2014 года привёл к очень незначительному росту продаж в сравнении с декабрём предыдущего 2013 года (270 653 автомобилей в декабре 2014 года против 264 257 автомобилей в декабре 2013 года). То есть, если бы не случился ажиотаж, в декабре 2014 года рынок продолжил бы своё падение, которое с небольшими перерывами длится уже почти 2 года (смотри график
"Динамика продаж новых автомобилей в России").
Два года постоянного падения продаж уже нельзя списать на случайность. Это уже тенденция, имеющая фундаментальные причины. Вряд ли можно говорить о насыщении рынка. Россия по количеству легковых автомобилей на 1000 человек находится (по данным "Всемирного банка" на 2009 год, более свежих данных нет) на 60 месте с показателем 233 автомобиля. Из стран бывшего СССР выше нас в том же году находились Белоруссия (257), Латвия (401), Эстония (407), Литва (508). К слову, Литва обогнала США (440), Японию (452), Францию (480) и ещё кучу высокоразвитых стран по количеству легковых автомобилей на душу населения. Приведённые цифры показывают, что хотя россиянам пока ещё есть, куда стремиться, но разрыв в автомобилизации нашей страны по сравнению с развитыми странами уже не в разы.
Немного прояснить причины падения спроса на новые автомобили может такой показатель, как динамика просроченной задолженности физических лиц перед банками (смотри график
"Динамика просроченной задолженности физических лиц"). С февраля 2013 года просроченная задолженность почти постоянно растёт, и с тех пор выросла почти в 1,5 раза – с 4,05% на 1 января 2013 года до 5,94% на 1 декабря 2014 года. Такая динамика тем более любопытна, что формально в России пока нет никакого кризиса. Рецессия, как падение ВВП в течение двух кварталов подряд, пока не зафиксирована. В чём же дело?
К сожалению, в России пока всё очень плохо с разнообразной статистикой (её просто нет по очень многим возможным для наблюдения параметрам), поэтому дальше я выскажу гипотезу, кажущуюся мне наиболее логичной с учётом всех известных факторов.
Российское население всего за каких-то жалких 5-6 лет прошло путь, который американское население прошло за 30 лет. Речь идёт о такой степени закредитованности населения, что текущих доходов перестаёт хватать одновременно на обслуживание и погашение кредитов, и на текущее потребление в прежнем объёме (смотри график
"Доля платежей по кредитам в доходах домохозяйств США"). Для американцев оказалось слишком много тратить 13% доходов на обслуживание и погашение кредитов. По России подобной статистики нет, но встречается цифра 20%.
В итоге кто-то первый в один прекрасный день делает выбор в пользу текущего потребления вместо обслуживания и погашения кредитов. Катализатором такого выбора может стать что угодно – задержка зарплаты, внезапно возникшая внеплановая трата (на ремонт чего-либо). С течением времени таких людей становится всё больше и больше. Поэтому и растёт просрочка. В итоге, те, кто уже допустил просрочку по кредиту, и те, кто обслуживает свои кредиты, что называется, из последних сил, уже не могут взвалить на себя ещё и расходы на покупку нового автомобиля. Таким образом, чем больше закредитовано население, тем меньше количество людей, способных купить новый автомобиль. А если смотреть на проблему шире – то и любую другую дорогостоящую покупку. Рост спроса на новые автомобили постепенно угасает до нуля, а потом сменяется падением спроса.
Одновременно с ростом просрочки растёт отрезвление населения от "эпохи" потреблятства всего и вся в кредит. Приходит осознание того, что жить надо по средствам. Поэтому постепенно снижается спрос на новые кредиты и погашаются старые кредиты. Американцы начали трезветь в 2008 году (смотри график
"Соотношение долгов к доходам в домохозяйствах США"). Россияне только-только начинают трезветь. Но судя по росту просроченной задолженности и падению продаж новых автомобилей – процесс пошёл.
Поэтому любые попытки как-то остановить этот процесс избавления населения от банковских кредитов (говоря по научному – делеверидж) сродни попыткам писать против ветра. Как и предполагалось (смотри статью
"Программа утилизации автохлама – 2. Это рынок не спасёт – он продолжит падать дальше"), попытки государства заинтересовать население покупать новые автомобили фактически провалились, так как они не смогли остановить падение продаж. Эти попытки лишь чуть-чуть затормозили это падение. Если государство решит повторить в 2015 году эту попытку – результат будет тем же.
Банкам следует взглянуть правде в глаза – эпоха безудержного роста кредитных портфелей для них закончилась если не навсегда, то на ближайшие несколько лет точно. 2015 год может стать первым годом, когда кредитные портфели начнут сокращаться. И российским банкам следует уже сейчас задуматься о том, как и за счёт чего они будут жить в новых условиях.