В последнее время аналитики всё чаще начинают ссылаться на погоду в качестве причины негативных явлений в экономике. Доходит до смешного. Зимой погоду называют слишком холодной для того, чтобы народ ходил в магазины за покупками, а летом – слишком жаркой. Это абсолютный бред.
Рассмотрим на примере. В первом квартале 2014 года ВВП США снизился на 2,1%. В этом обвинили "ужасно" холодную погоду, из-за которой все сидели дома, не ходили в магазины и ничего не покупали. О погоде писали все, кому не лень. Кому было лень, похоже, тоже начали писать о влиянии "ужасной" погоды на экономику (смотри график
"количества упоминаний слова "weather" в отчетах Fed beige book"). Поддались этому поветрию и российские аналитики. Так, аналитики "Промсвязьбанка" написали по этому поводу: "Слабая динамика экономики США в 1 квартале была вызвана неблагоприятными метеорологическими условиями. Необычайно холодная погода в начале этого года негативно повлияла на экономическую активность, которая стала восстанавливаться позднее во втором квартале".
Меня заинтересовало слово "необычайное", и я решил проверить, насколько необычайно было холодно в первом квартале 2014 года в США, случались ли подобные морозы в прошлом, и как в прошлом эти морозы влияли на экономическую активность. С помощью сайта www.pogodaiklimat.ru удалось выяснить, что в первом квартале 2003 года в США стояла похожая по степени холода погода (смотри график
"Температура воздуха в Нью-Йорке",
"Температура воздуха в Чикаго" и
"Температура воздуха в Денвере"). Принципиальная разница наблюдалась только в Чикаго и Денвере в первую неделю января и первую неделю февраля – в 2014 году в эти периоды было существенно холоднее. Всего две недели за квартал. В остальное время погода плюс-минус похожа. Где-то холоднее было в 2003 году, где-то в 2014 году. В Далласе и Сиэтле средняя температура опускалась ниже нуля лишь в отдельные дни 2003 года и 2014 года. А в таком далеко не южном городе, как Сан-Франциско, весь первый квартал и 2003 года, и 2014 года, средняя температура вообще не опускалась ниже нуля. Я уже не говорю про погоду в южных штатах. Погоду в них после перечисленных городов я даже не смотрел. И так с ними всё понятно. При этом Сиэтл находится на самом севере США. То есть нельзя говорить, что вся Америка зимой 2014 года промёрзла до костей, и жизнь в ней остановилась. Что уже начинает вызывать сомнения в большом влиянии погоды на экономическую активность.
Итак, погода в первом квартале 2003 года и 2014 года была вполне сопоставимой. А что было с экономикой США в 2003 году? В первом квартале 2003 года ВВП США вырос на 2,1%. О чудо! Точно такая же холодная (заметим ещё раз – в отдельных регионах страны) погода никак не затормозила экономическую активность населения и предприятий. На этом можно было бы и закончить наше исследование, но мы покопаем поглубже.
Если посмотреть, какие факторы как повлияли на падение ВВП в первом квартале 2014 года, то станет ещё интересней. Расходы населения вовсе даже не упали. Они выросли на 0,8%. Да, этот рост был несколько меньше, чем в точно такой же холодный первый квартал 2003 года, когда расходы населения выросли на 1,2%. Но всё-таки был рост, а не падение. Что же тогда привело к падению ВВП? Расходы и инвестиции правительства уменьшились на 0,2%, чистый экспорт упал на 1,7%, а частные инвестиции упали на 1,1%. Зависит ли экспорт от погоды? Ой, вряд ли. Работа в порту не будет останавливаться только потому, что ещё вчера было минус 5 градусов, а сегодня температура опустилась до минус 10 градусов. Слабо верится и в то, что люди, отвечающие в американских компаниях за инвестиции по всему миру, вдруг решили начать экономить только потому, что в Чикаго 6 января 2014 года столбик термометра опустился до минус 23 градусов. Дело явно совсем не в погоде, а чём-то другом. В чём именно, мы копать не будем. Тема статьи – влияние погоды на экономическую активность.
Можно согласиться с тем, что сильный мороз может заставить население не выходить на улицу, не идти в магазин, и не тратить деньги. Но сильные морозы первого квартала 2014 года отнюдь не помешали американцам увеличить свои расходы по сравнению с более тёплым первым кварталом 2013 года. Поэтому ссылки аналитиков на плохую погоду бредовы. Особенно с учётом того, что в прошлом точно такая же холодная погода почему-то не мешала росту ВВП.
Но, бог с ней, с плохой погодой зимой. Гораздо смешнее, когда в плохих результатах своей работы компании начинают обвинять погоду летом. Цитирую отчёт X5 Retail Group: "Снижение числа покупателей компания объяснила слишком холодным июнем и длинными, по сравнению с предыдущим годом, выходными". Простите, это уже ни в какие ворота не лезет. Что значит "слишком холодный июнь"? Выпал снег метровыми сугробами, их не смогли расчистить, поэтому люди не пошли в продовольственные магазины? Или температура на всей территории страны опустилась ниже нуля, а россиянам стало лень искать в квартирах шубы, шапки и валенки, поэтому они не пошли за хлебом и молоком? Или идущие весь месяц проливные дожди размыли все дороги по всей стране, затопили все подходы в продовольственные магазины группы, а россияне не догадались заранее закупиться лодками, чтобы не добираться до магазинов вплавь, поэтому остались пережидать этот потоп дома? Ссылки сотрудников X5 Retail Group на плохую погоду в июне – это абсолютный бред. Это квинтэссенция бреда. Бредовей придумать невозможно.
Наступила осень, и снова начались ссылки на плохую погоду. На этот раз американских ритейлеров не устроила слишком хорошая погода. Цитирую: "J.C. Penney, Macys inc. и Kohls corp назвали тёплую погоду в октябре основной причиной плохих результатов продаж. Средняя температура в США была в прошлом месяце около 13 градусов по Цельсию по сравнению с 11 градусами в прошлом году согласно данным Bloomberg intelligence". "Несомненно, холодная погода приводит людей в магазины", – заявил исполнительный директор Kohls Кевин Манселл. – "После того как в ноябре похолодало, продажи выросли".
Аналитиков и продавцов не устраивает никакая погода. Зимой слишком холодно. Летом и осенью слишком жарко. Или слишком холодно. В зависимости от ситуации. На эти постоянные причитания и жалобы можно возразить классическим: "плохому танцору ноги мешают". В подавляющем большинстве случаев в плохих результатах виновата совсем не погода. Поэтому, если кто-то ссылается на погоду, как важную причину плохих результатов – увольте его. Он абсолютно безграмотен. Он не хочет или не может разобраться в истинных причинах явления. А, значит, абсолютно бесполезен. И даже вреден, потому что мешает разобраться в истинных причинах происходящего.
Можно считать это рекомендацией руководству "Промсвязьбанка" и X5 Retail Group в отношении ваших сотрудников…