Совет директоров Банка России 31 октября 2014 года принял решение повысить ключевую ставку до 9,50% годовых. В сентябре-октябре внешние условия существенно изменились: цены на нефть значительно снизились, при этом произошло ужесточение санкций, введённых отдельными странами, в отношении ряда крупных российских компаний. В этих условиях происходило ослабление рубля, что наряду с введёнными в августе ограничениями на импорт отдельных продовольственных товаров привело к дальнейшему ускорению роста потребительских цен. По оценкам Банка России, до конца I квартала 2015 года инфляция останется на уровне выше 8%. Сохранение высоких темпов роста потребительских цен продолжительное время ведёт к повышению инфляционных ожиданий, что создает дополнительные инфляционные риски. Банк России продолжит принимать меры, направленные на замедление роста потребительских цен до целевого уровня 4% в среднесрочной перспективе. В случае улучшения внешних условий, формирования устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий Банк России будет готов начать смягчение денежно-кредитной политики.
В сентябре-октябре инфляция увеличивалась более быстрыми темпами, чем ожидалось ранее. По оценке на 27 октября, годовой темп прироста потребительских цен составил 8,4%. Базовая инфляция в сентябре 2014 года повысилась до 8,2%. Увеличение инфляции происходило в основном за счет ускорения роста цен продовольственных товаров: с 10,3% в августе до 11,4% в сентябре. Темпы роста цен на непродовольственные товары оставались стабильными на уровне 5,5%. Основное влияние на динамику инфляции оказало ослабление рубля и внешнеторговые ограничения, введенные в августе 2014 года. По оценкам Банка России, совокупный вклад указанных факторов в годовой темп прироста потребительских цен по итогам года составит около 2,5 п.п. (из них 1,2 п.п. – вклад внешнеторговых ограничений, введенных в августе; 1,3 п.п. – вклад ослабления рубля с начала года). На фоне ускорения роста потребительских цен инфляционные ожидания населения и бизнеса продолжили расти, что оказывало дополнительное давление на цены.
Произошедшее ужесточение денежно-кредитных условий пока не компенсировало влияние указанных выше факторов на инфляционные ожидания. Тем не менее, динамика денежно-кредитных агрегатов создает предпосылки к снижению инфляции в среднесрочной перспективе. По оценке на 1 октября 2014 года, годовой темп прироста денежной массы (М2) составил 7,4% по сравнению с 16,1% по состоянию на аналогичную дату предыдущего года. Рост ставок по депозитам населения продолжился, что будет поддерживать склонность к сбережению и формировать условия для перетока наличных средств на банковские вклады. На фоне повышения процентных ставок по кредитам и требований банков к качеству заемщиков и обеспечения наблюдается некоторое замедление темпов роста кредитования экономики (с поправкой на валютную переоценку).
По оценкам Банка России, годовой темп прироста ВВП в III квартале 2014 года составил 0,2%. Замедление экономического роста пока не оказывает выраженного сдерживающего влияния на темпы роста потребительских цен, поскольку в значительной степени обусловлено причинами структурного характера. Загрузка факторов производства – рабочей силы и конкурентоспособных производственных мощностей – находится на высоком уровне. При этом производительность труда растёт медленно. Вследствие долгосрочных демографических тенденций наблюдается снижение предложения рабочей силы. Кроме структурных факторов, негативное влияние на экономическую активность оказывает возросшая внешнеполитическая неопределенность. В условиях ограниченной доступности долгосрочных финансовых ресурсов и ужесточения требований к качеству заёмщиков со стороны российских банков инвестиции в основной капитал сокращаются. При этом происходит охлаждение потребительского спроса по мере замедления роста реальной заработной платы и розничного кредитования. Внешнеэкономические условия оказывают сдерживающее влияние на российскую экономику: наблюдается существенное снижение цен на нефть, при этом экономическая активность в большинстве стран – торговых партнеров России остается слабой. Вместе с тем поддержку отдельным отраслям экономики оказывает курсовая динамика и ограничения на импорт ряда продовольственных товаров. По оценкам Банка России, в IV квартале 2014 года и I квартале 2015 года темпы экономического роста будут близкими к нулю.
Темп прироста потребительских цен с высокой вероятностью сохранится до конца I квартала 2015 года вблизи текущих значений, что будет обусловлено сохранением значительного влияния на цены ограничений на импорт отдельных продовольственных товаров и ослабления рубля в августе-октябре 2014 года. В дальнейшем по мере постепенной адаптации экономики к внешнеторговым ограничениям и исчерпания влияния курсовой динамики на цены ожидается возобновление снижения инфляции и инфляционных ожиданий. Замедлению роста потребительских цен будет также способствовать низкий агрегированный спрос при сохранении совокупного выпуска товаров и услуг ниже потенциального уровня. Вместе с тем снижение инфляции будет происходить более медленными темпами, чем ожидалось ранее. Банк России продолжит принимать меры, направленные на стабилизацию инфляционных ожиданий и замедление роста потребительских цен до целевого уровня в среднесрочной перспективе. В случае улучшения внешних условий, формирования устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий Банк России будет готов начать смягчение денежно-кредитной политики.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 11 декабря 2014 года.
Комментарий: все умные люди в России давным давно поняли, что инфляция в РФ имеет преимущественно немонетарный характер. Говоря простым языком, правительство своими постоянными повышениями тарифов естественных монополий (да и ещё опережающими темпами по сравнению с текущей инфляцией) вносит значительно больший вклад в рост цен, чем ЦБ всеми своими хитроумными тонкими настройками вместе взятыми. На рост тарифов ЦБ повлиять не может. Не может ЦБ повлиять и на рост цен на импортные товары, произошедший из-за падения курса рубля. Не может ЦБ повлиять и на сумасшедшего президента, который ввёл продовольственные санкции против своего народа (или русский народ для президента не свой, и его не жалко?), в результате чего выросли цены на продовольствие (порой на десятки процентов).
ЦБ не может ничего. Но всё равно с упорством, достойным лучшего применения, продолжает бороться с тем, с чем бороться не может. Это напоминает Дон Кихота и его ветряные мельницы. Разница лишь в том, что литературный герой не причинил в реальности никому вреда.
Более того, он делает это уже во второй раз. Первый раз был осенью 2008 года. Тогда в российской экономике сложилась похожая ситуация – также замедлялся экономический рост, также для предприятий и банков закрывалась возможность привлечения денег на международном рынке, также медленно падал рубль, также замедлялась потребительская активность. И точно также наш ЦБ в этих явно ухудшающихся для экономики условиях начал поднимать ставки. Плачевный результат не замедлил себя ждать – в 2009 году падение ВВП РФ было максимальным среди крупнейших в экономическом отношении стран. Остальные крупнейшие страны тогда снижали ставки.
ЦБ признаёт, что экономика замедляется до нулевого роста, но всё равно продолжает убивать российскую экономику повышением ставок, делая её ещё менее конкурентоспособной (смотри статью
"Приглашение в газовую камеру").
Рост ключевой ставки приведёт к росту кредитных ставок банками для населения и предприятий. Население ответит на рост кредитных ставок уменьшением спрос за счёт кредитных средств. А именно такой кредитный спрос последние несколько лет некоторое количество процентных пунктов к росту ВВП страны. Этот фактор роста ЦБ решил убить. Предприятия ответит на рост кредитных ставок уменьшением инвестиций и сворачиванием производства, которое будет становиться всё менее и менее рентабельным. На снижение спроса со стороны населения предприятия ответят ещё большим сворачиванием производства. За сворачиванием производства последует увольнение персонала и рост безработицы. Следствием этого будет дальнейшее снижение спроса со стороны населения. И цикл повторится. Итогом может стать дефляционный коллапс. Хотя в нашем случае дефляции в чистом виде, скорее всего, не будет. Потому что наши власти научились только одному – девальвировать рубль в качестве единственного возможного решения при наступлении кризиса. Ничего другого они просто не умеют. А поскольку страна у нас импортозависимая, то следствием девальвации рубля будет дальнейший рост цен.
Таким образом, рост процентных ставок центральным банком приведёт к быстрому скатыванию экономики РФ в рецессию, обвалу промышленного производства, резкому росту безработицы, быстрому скатыванию населения в нищету. Проблемы населения будут усугубляться его сильной закредитованностью. Начнут ещё быстрее, чем сегодня, расти неплатежи по банковским кредитам, и белый пушистый зверёк появится уже в банках. В отличие от 2008-2009 годов, нынешний кризис будет более долговременным, так как имеет своей первопричиной чисто российские проблемы, на которые впоследствии наложились внешние (санкции и падение цен на сырьевые товары).
Наш ЦБ уже второй раз наступает на одни и те же грабли. Умные люди учатся на чужом опыте, дураки – на своём. Наш ЦБ вообще ничему не учится. Руководители ЦБ, как маньяки, вновь и вновь делают всё от них зависящее для уничтожения российской экономики. Это очень похоже на диверсию. В своё время в нашей стране за подобное наказывали смертью. Сейчас нравы более добрые, поэтому можно было бы ограничиться каторжными работами. Для всех причастных к принятому решению о повышении ставок. Остаётся единственный вопрос – когда состоится этот суд?