FinNews.ru перепечатывает статью, опубликованную ЖЖ "avmalgin".
Сегодня ровно в пять часов ночи раздается звонок. Бодрый девичий голос: "Это Андрей Викторович? Вам удобно говорить?"
Удобно ли мне говорить?!
Спрашиваю, кто это. Оказывается, "Сбербанк". Говорю: у нас ночь, да и у вас рановато вообще-то. Девушка обрадовалась: "Так значит, вы просите перезвонить в удобное для вас время?" Видимо, у них там надо поставить галочку в определенном месте: клиент просит перезвонить. Рассоединяюсь с идиоткой и пытаюсь заснуть.
Не спится. Вообще-то вчера я им звонил, просил разобраться с одним делом. Видимо, девушка хотела доложить о результатах. Зря я ее не выслушал, думаю.
Вообще, мне казалось, что "Сбербанк" в последнее время стал улучшаться. Мне понравилось, что вместо толпы у окошка там теперь талоны и кресла, где можно дождаться своей очереди. Типаж тёток из ЖЭКа сменили современные молодые люди. Обслуживаться можно в любом отделении, а не только в том, к которому ты приписан. Какие-то операции можно провести самостоятельно, в их банкоматах или по интернету. Ну и так далее.
У меня несколько счетов в "Сбербанке", в том числе и депозитный. Процент маленький, но что сделаешь, зато надежнее, чем в других местах. Сбербанковской карточкой Visa я расплачиваюсь везде и всюду, во всех странах, тут же приходит смс-ка, сколько потратил и сколько на счету. Ну и так далее. Деньги на итальянских счетах экономлю, на русских - нет, живу широко.
В ноябре-декабре, когда стали приходить плохие новости из российской банковской сферы, я подумал, что настало время разложить яйца по разным корзинам. Мой приятель какое-то время назад купил квартиру в Италии, для чего ему пришлось открыть счет в итальянском банке и под сделку перевести деньги из России. Я спросил, легко ли это делается. Говорит: очень легко. Приходишь в налоговую, заполняешь бланк "Уведомление об открытии счета за границей", получаешь на заполненный бланк штамп, что они в курсе, и с этой бумажкой приходишь в любой банк и переводишь.
Я отнёсся к этой информации с недоверием. Позвонил в общую справочную "Сбербанка". Мне всё подтвердили. Спрашиваю:
– Из любого отделения можно переводить?
– В Москве – из любого.
– А сумма ограничена как-то?
– Не ограничена!
Ни фига себе, думаю, а еще плачутся, что из страны уходят миллиарды.
На новогодние праздники нам с семьей предстояла поездка в Москву. Я подошел к делу основательно. Чтобы не светить гэбухе свои счета, специально открыл новый счёт в одном итальянском банке. Скачал с сайта ФНС бланк "Уведомления". Поехал с этим бланком к своему банкиру, перевёл ему вопросы, которые его касаются, чтобы он сам заполнил соответствующие графы: полное наименование банка, адрес банка, номер договора банковского вклада, дата заключения договора, SWIFT банка, номер счета (вклада).
28 декабря пришёл в Москве в налоговую. Несмотря на субботу, они работали. Всё прошло, как по маслу. Парковка на Садовом кольце стала платной, поэтому запарковался прямо у дверей налоговой, заплатил, вошел и обнаружил, что там ни одного посетителя. Девушка проверила правильность заполнения бумаг, шлепнула печать, сняла копию для себя. Уже через 15 минут я был у дверей "Сбербанка" на Цветном бульваре. Та же история: платная парковка, свободное место у дверей, красота.
Внутри была уже не красота. Народу много. Система, выдающая талончики, у них сломалась. К двум окошкам выстроились очереди. Отстоял свою. Жуткая духота. Спрашиваю у молодого человека, могу ли я перевести деньги со своего карточного счета в Сбере за границу. Неохотно так говорит: можете. Называю сумму. Нет, говорит, не можете. Как же, говорю, я же звонил в справочную. Нет, отвечает, такую сумму можно только в том отделении, где вы получали карточку. А так не больше полутора миллионов. "Если бы у вас был открыт счет в нашем отделении, тогда пожалуйста - сколько хотите". И ждет, когда я уйду. Но я уходить не хочу. "Откройте мне счет, говорю, я туда переведу деньги с карточного, а вы отправите". Смотрит на меня, не знает, что ответить.
– Сколько займет открытие счета?
– Минут десять.
– А деньги перевести? Сутки?
– Да нет, тут же будут перечислены.
Короче, делаем всё это с молодым человеком. Ушло, конечно, не десять минут, а полчаса. Несчастные люди из очереди, дышащие мне в затылок, начинают заметно волноваться: пришли заплатить свое ЖКХ, а тут я застрял. В воздухе от меня к молодому человеку и обратно летают крупные суммы, все же слышно. Суммы очереди не нравятся, обсуждают.
Но худо-бедно, справились. Молодой человек побежал внутрь, приводит начальницу:
– А уведомление с пометкой налоговой у вас есть?
Начальница в полной уверенности, что уведомления у меня нет. "Есть!" – говорю и вынимаю уведомление. Внимательно изучают. Делать нечего, отксеривают себе и уведомление, и мой паспорт, и реквизиты, которые мне выдали в итальянском банке. Оформляют бумаги сначала на конвертацию, потом на перевод. Всё, готово. Берут даже номер мобильного – на всякий случай. А я уезжаю на дачу. По дороге получаю смс-ку: деньги со счёта ушли.
Проходит неделя, потом другая. Я давно уже вернулся в Италию. Денег на новом итальянском счету нет. Ну, думаю, праздники, то да сё, сначала у них Рождество, потом у нас Рождество, куча выходных. Когда прошло три недели, но деньги не пришли, пишу в итальянский банк, прикладываю скан SWIFT-платежки. С этим банком я раньше не работал и был в полной уверенности, что это у них непорядок какой-то, куда-то денежки завалились. Немедленно отвечают: проверили, ничего даже похожего не приходило, а реквизиты указаны правильно. Пытаюсь позвонить в отделение Сбера в Москве, откуда я делал перевод. Длинные гудки. Целый день никто не берет трубку. Звоню на общую справочную "Сбербанка", чтобы уточнить, а вдруг у них телефон поменялся. Нет, говорят, не поменялся. Заодно излагаю свою проблему. Начинают по цепочке меня соединять с разными людьми, наконец, кто-то оформляет мою претензию: говорю, что живу постоянно за границей, поэтому бегать в Москве по отделениям не имею возможности, сообщаю свои ФИО, свой номер счёта, номер несостоявшейся транзакции, куда, откуда и что отправлял. Обещают разобраться и перезвонить.
Не перезванивают весь день. Без надежды на успех под конец дня набираю номер отделения, и тут же соединяюсь. Барышня смотрит у себя в бумагах и равнодушно говорит: перевод не пропустил валютный контроль. "Что за валютный контроль?" – "Валютный контроль "Сбербанка". – "А в чем дело?" Роется в бумагах. "Вы неправильно указали номер счёта". "Не может быть, говорю. Итальянский банк мне только что в письменной форме подтвердил, что на платежке все реквизиты указаны верно". Опять роется в бумагах. "У вас, говорит, в уведомлении для налоговой указан один номер счета, а в платёжке другой". "Отлично, говорю, все эти бумаги у меня в руках. Давайте сверим". Начинаем сверять.
Оказывается, в графе "Номер счёта (вклада) в уведомлении номер счёта состоит из 12 знаков, а в платежке указан IBAN, состоящий из 27 знаков. Это и есть несоответствие.
"Девушка, говорю, номер счёта – это часть IBAN-а. Смотрите, последние двенадцать цифр IBAN-а – это номер моего счёта. Видите? А начинается IBAN c IT – Италия, значит. Потом цифровое обозначение банка, а потом только номер моего счёта. Узнаете? Это один и тот же счёт". "Что же вы в "уведомлении" не указали IBAN?" – "Потому что там не просят назвать IBAN. Там просят назвать номер счёта. И я указал номер счёта. И именно так, как он записан в моих банковских документах и как написано в моем договоре с банком, который я предъявил в налоговой. Если бы я написал там что-то другое, наверное, налоговая бы это не пропустила". – "Я ничего не поняла". – "Давайте еще раз. У вас в банке графа: "IBAN" – я и указал IBAN, а в уведомлении для налоговой графа другая: "номер счёта (вклада)", вот я и указал номер счёта (вклада). Что не так?" – "Очень вам сочувствую, но ничего не могу сделать, у вас отказ". – "Что же вы мне не позвонили? Вы же взяли номер моего мобильного зачем-то? Я две с лишним недели проторчал в Москве, я бы к вам заехал и дописал к 12 цифрам счёта всё, что не хватает до IBAN-а".
И в этот момент раздается звонок на мобильный: узнаю по голосу, это ночная идиотка. "Андрей Викторович, вам удобно говорить?". Она точно шпарит по шпаргалке. "Удобно!" – "Для того, чтобы по вашему заявлению начать проверку, мы должны знать номер вашего паспорта. Сообщите, пожалуйста, номер вашего паспорта". – "Он же у вас в компьютере!" – "Именно поэтому я вам и звоню, чтобы убедиться, что это вы нам вчера звонили." – "А я хочу убедиться, что это вы мне звонили ночью. Это были вы?" – "Я". – "И вы мне позвонили только для того, чтобы спросить мой номер паспорта?" – "Да". – "Вы знаете, я дозвонился до отделения и мне объяснили, в чем дело". – "Так значит у вас нет к нам претензий?" – "Есть!" – "Сообщите, пожалуйста, для оформления претензии вашу фамилию-имя-отчество". – "Вы только что сами назвали мои фамилию-имя-отчество!" – "Да, но для оформления претензии вы должны назвать фамилию, имя и отчество".
Всё, это было последней каплей.
Ближайшая поездка Москву будет означать закрытие всех счетов в "Сбербанке" – моих и жены, включая депозитные. И дело не в том, что я на них обиделся. Нет, соображения сугубо практические. Во-первых, во всём мире принято при появлении первых признаков того, что банк не хочет расставаться с деньгами клиента, немедленно рвать когти из такого банка. Причём без промедления, иногда опоздание в час может иметь тяжкие последствия. Во-вторых, жизнь меня научила: нельзя тратить время на борьбу с совком. Если впереди вдруг вырастает во всей своей красе совок (иногда это бывает весьма неожиданно, когда уж совсем не ждешь), лучше изменить направление движения, перейти на другую сторону улицы или просто закрыть глаза и немного помолчать. В целом желательно порвать все связи, по которым совок может до тебя добраться. Что я в принципе и делаю последние пять лет. Пришло время рвать и с советской банковской системой.