|
23.08.13/16:27 Fitch понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента "Россельхозбанка" с уровня "BBB" до "BBB-"
Международное рейтинговое агентство Fitch ratings 2 августа 2013 года понизило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" ("Россельхозбанк", Москва) с уровня "BBB" до "BBB-", а также его рейтинг устойчивости с уровня "b" до "b-" и исключило эти рейтинги из списка Rating watch "Негативный", сообщила пресс-служба агентства.
Прогноз по долгосрочным РДЭ банка – "Стабильный". Данные рейтинговые действия отражают лишь ограниченную поддержку капиталом, предоставленную банку после существенного ухудшения качества его активов. Рейтинги выпусков долговых обязательств RSHB Capital S.A. понижены в соответствии с рейтингами "Россельхозбанка". Полный список рейтинговых действий приведен в конце этого сообщения.
Понижение рейтинга устойчивости отражает слабое качество активов и ограниченную способность абсорбировать убытки у "Россельхозбанка". Рейтинг также учитывает умеренную прибыльность у банка до отчислений под обесценение кредитов, слабый уровень чистой прибыли и уязвимую ликвидность. В то же время рейтинг поддерживается стабильными на сегодня базой фондирования и доступом на рынок у банка, что обеспечивает существенную гибкость при признании проблем с качеством активов и управлении ими.
Неработающие кредиты (кредиты с просрочкой на 90 и более дней, включая переведённые в категорию кредитов под наблюдением) увеличились до 17% кредитного портфеля на конец 2012 года (последняя дата, на которую банк раскрывал информацию по качеству активов в портфеле) по сравнению с 12% на конец 2011 года. Реструктурированные кредиты, отнесенные к категории под наблюдением, составляли еще 8% портфеля. Таким образом, признанные проблемные кредиты в совокупности находились на уровне 25% портфеля.
Резервирование по неработающим кредитам было умеренным на уровне 49%, а по всем признанным проблемным кредитам (неработающие и реструктурированные кредиты) – 34%. Не покрытые резервами проблемные кредиты были равны основному капиталу по методологии Fitch. В то же время долгосрочный график возврата средств по этим кредитам, предусмотренный банком (при лишь ограниченном возврате, ожидаемом в ближайшие три года), по мнению агентства, указывает на вероятность дальнейших убытков, вызванных обесценением кредитов.
Кроме того, сохраняется существенная неопределенность относительно общего масштаба потенциальных проблем с качеством активов у "Россельхозбанка" ввиду:
– Кредитного портфеля, не проходившего проверки временем, который рос быстрыми темпами в последние годы и по-прежнему содержит значительную долю долгосрочных кредитов (почти половина всех кредитов имели остающиеся сроки до погашения более трех лет на конец 2012 года);
– Субсидируемых процентных ставок и отсутствия амортизации основной суммы долга у существенной доли корпоративных заемщиков, из-за чего сложно прийти к выводам об окончательных перспективах погашения кредитов по той части портфеля, где в настоящее время нет просрочек;
– Быстрого роста розничного портфеля, который составлял 18% кредитов на конец 1 полугодия 2013 года, увеличившись на 36% в течение 2012 года и на 11% в 1 полугодии 2013 года. Согласно отчетности неработающие кредиты по данному портфелю на сегодня являются умеренными (3,1% на конец 2012 года), однако средние сроки кредитов составляют около 3 лет, и, по мнению агентства, обесценение по данному портфелю, вероятно, увеличится.
– Недостаточной ясности относительно общего объема реструктурированных кредитов, в том числе среди кредитов, которые в настоящее время не находятся под наблюдением банка;
Отношение "основной капитал по методологии Fitch/активы, взвешенные по риску" составляло 12,4% на конец 2012 года после взноса капитала в размере 40 млрд. рублей в конце года, но Fitch рассматривает капитализацию как слабую ввиду значительного объема незарезервированных проблемных кредитов, потенциального дальнейшего обесценения по работающему портфелю, продолжения существенного роста кредитования, слабого генерирования капитала за счет прибыли и отсутствия каких-либо объявленных планов по дальнейшим взносам капитала. Регулятивный показатель достаточности капитала в 13,4% на конец 1 полугодия 2013 года поддерживается долговым финансированием, предоставленным дочернему спецюрлицу (консолидируется в отчетности по МСФО), которое покупает проблемные кредиты с баланса "Россельхозбанка".
Прибыль до отчислений под обесценение за вычетом процентного дохода, начисленного, но не полученного в денежной форме, составила лишь 11 млрд. рублей в 2012 году (эквивалент 1% кредитного портфеля) и сдерживалась снижением маржи и высокой базой затрат. Чистая прибыль была близкой к нулю в последние четыре года, поскольку результаты до отчислений в резервы почти полностью направлялись на создание резервов по кредитам. Исходя из результатов за 1 полугодие 2013 года по национальным стандартам, Fitch не ожидает существенного улучшения прибыльности в 2013 года
Высокий коэффициент "кредиты/депозиты" у "Россельхозбанка" (210% на конец 2012 года) и медленно амортизирующийся кредитный портфель делают его позицию ликвидности в существенной мере зависимой от сохранения доступа на финансовые рынки. Рыночное фондирование со сроками погашения до конца 1 полугодия 2014 года (с учетом оферт) составляло около 140 млрд. рублей на конец 1 полугодия 2013 года, что равно 9% обязательств, или почти 70% ликвидных активов. По мнению Fitch, концентрация депозитов также может приводить к определенной волатильности позиции ликвидности с течением времени.
В случае дальнейшего заметного ухудшения качества активов возможно понижение рейтинга устойчивости. В случае укрепления капитализации в сочетании с сокращением рисков по качеству активов возможно повышение рейтинга.
Понижение обусловленных поддержкой рейтингов банка, включая понижение его долгосрочных РДЭ и рейтинга приоритетного долга с уровня "BBB" до "BBB-", отражает лишь умеренную поддержку капиталом, предоставленную банку, относительно масштабов его проблем с качеством активов, и отсутствие в настоящий момент каких-либо объявленных планов по проведению новых взносов капитала в будущем. С учетом лишь ограниченной предоставленной поддержки, Fitch считает, что рейтинг "Россельхозбанка" более не должен находиться на одном уровне с рейтингом Российской Федерации ("BBB"/прогноз "Стабильный").
Понижение рейтингов также отражает текущее мнение агентства, что какое-либо изменение статуса "Россельхозбанка" вряд ли приведет к существенному укреплению потенциала поддержки банка. Насколько известно Fitch, российское правительство рассматривает предложение от "Россельхозбанка" об изменении его статуса на государственную корпорацию, потенциально подобную Внешэкономбанку ("BBB"/прогноз "Стабильный"). В то же время, какое-либо такое изменение, как представляется, вряд ли будет сопровождаться юридическими обязательствами по предоставлению поддержки "Россельхозбанку" или гарантиями по финансированию или другими формами повышения защиты для кредиторов банка.
При этом, рейтинги "Россельхозбанка" продолжают отражать мнение Fitch о высокой вероятности поддержки для банка со стороны российских властей в случае необходимости. Данное мнение исходит из того, что банк находится в 100-процентной государственной собственности (и его исключения из программы приватизации), его роли в проведении государственной политики, а также умеренного размера баланса "Россельхозбанка" относительно финансовых ресурсов, имеющихся у государства.
Рейтинги "Россельхозбанка" могут быть повышены или понижены в случае аналогичного рейтингового действия по Российской Федерации.
Рейтинги также могут быть повышены, если, вопреки текущим ожиданиям Fitch, изменение статуса "Россельхозбанка" будет сопровождаться существенным укреплением потенциала поддержки банка или если будущая поддержка, которая будет предоставлена банку, позволит ему вести деятельность с устойчиво более сильной капитализацией в течение продолжительного периода времени.
Рейтинги могут быть понижены в случае непредоставления поддержки капиталом или ликвидностью при возникновении срочной необходимости такой поддержки, или в случае существенного ослабления роли банка в проводимой государством политике. В то же время Fitch рассматривает данные сценарии как маловероятные.
Рейтинг субординированного долга "Россельхозбанка" продолжает отсчитываться вниз от долгосрочных РДЭ банка, отражая методологию Fitch по рейтингованию субординированных долговых обязательств "старого образца" в России. Соответственно, повышение или понижение рейтинга субординированного долга последует в случае аналогичных действий по долгосрочным РДЭ банка. Источник: Соб.инф.
|
|