"Фактор административных барьеров уходит на второй план", – добавила член совета директоров, управляющий директор банка "Траст"
Надия Наримановна Черкасова.
В целом, общее значение индекса составляет 83 пункта, показатель ниже 100 процентных пунктов фиксирует в целом преобладание негативных оценок бизнес-среды со стороны предпринимателей. Индексный показатель стабилен и имеет тенденцию к росту (динамика индекса за последние 4 исследования: 76, 79, 83, 83).
Российские предприниматели отмечают существенный рост влияния фактора доступности к кредитам на развитие собственного бизнеса в течение последнего полугодия. За указанный период этот показатель как фактор влияния на бизнес-климат для малого и среднего бизнеса (МСБ) существенно вырос (с 38% до 54%), разделив первое место с фактором уровень цен на сырьё (54 %). На фоне значимости этих показателей наметилась тенденция к снижению влияния административных барьеров на развитие малого и среднего бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского исследования "Траст-индекс МСБ", совместного проекта Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), рейтингового агентства "Эксперт РА" и банка "Траст".
"Мы проводим оценку рынка МСБ с помощью Траст-индекса на протяжении 6-ти лет, что позволяет выстраивать системный анализ и фиксировать цикличность ряда тенденций. Второй год подряд индекс не падает и на фоне внешнего затишья интересен анализ изменения степени влияния различных факторов, формирующих индекс. Фактор ограниченного доступа к финансированию МСБ не являлся столь значимым для малого предпринимательства уже на протяжении нескольких лет. Однако, в настоящее время занял лидирующие позиции в шкале потребностей предпринимателей. Это позитивный сигнал для общества. Если бизнесу необходимо дополнительное финансирование, значит, бизнес инвестирует и развивается. Для кредитных институтов открывается возможность предложить новые кредитные программы, отвечающие новым потребностям предпринимательства активно развивающегося как в интернет-среде, так и сфере инноваций", – говорит Надия Черкасова.
"Портфель банковских кредитов малому и среднему бизнесу в первой половине 2012 года рос быстрее, чем за аналогичный период 2011-го – мы фиксируем прирост на 10% против 6% годом ранее, – отмечает заместитель генерального директора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. – Как следствие, рост доступности финансирования отмечают и сами предприниматели, оценка по этому компоненту выросла за полугодие со 100 до 111 п. Мы ожидаем дальнейший рост доступности кредитов, прежде всего, для малого бизнеса вследствие активного развития банками поточного кредитования предпринимателей (так называемых "кредитных" фабрик").
Президент Наумир Михаил Мамута также прокомментировал результаты новой волны исследования "Траст-индекс МСБ": "Очень важно, чтобы банковское и микрофинансовое сообщество смогло адекватно отреагировать на потребности малого бизнеса, особенно в условиях растущего спроса на ресурсы. Принципиально, чтобы доступ к кредитам был у всех заинтересованных компаний, иначе на рынке МСП могут сложиться неравные конкурентные условия, что может негативно сказаться на развитии сектора в целом. В этой ситуации банкам и МФО стоит уделять развитию кредитования малых предприятий особое внимание. В свою очередь важно, чтобы регуляторы сохраняли благоприятный режим для кредитования МСБ, а государство и дальше бы увеличивало объемы господдержки малого бизнеса, в том числе через предоставление специализированных ресурсов кредитным и микрофинансовым организациям. В последние годы в господдержке малого бизнеса был достигнут значительный прогресс, но пока по объемам поддержки в соотношении с ВВП мы довольно далеки от уровня развитых стран".
Предприниматели, отвечая на вопросы в рамках исследования, также указывали на наиболее востребованные сообществом банковские услуги. В частности, выяснилось, что вне зависимости от категории бизнеса (микро, малый или средний сегмент) предпринимателям интересны предложения банков по корпоративным зарплатным проектам (58% опрошенных ими уже пользуются), а 49 % респондентов являются потребителями услуги дистанционного банковского обслуживания. Предприниматели ждут активности со стороны банков по предложению розничных продуктов сотрудникам МСБ.
"Банкам следует обратить особое внимание на условия и каналы продвижения зарплатных проектов для малого и среднего бизнеса, учитывая, что спрос со стороны предпринимателей на данные корпоративные услуги уверенно растет. Для кредитных организаций данный сегмент услуг может стать "якорным" продуктом в построении долгосрочных отношений с корпоративными клиентами и дальнейших перекрестных продажах", – говорит генеральный директор Национального агентства финансовых исследований Имаева Гузелия.