|
20.10.12/15:40 Standard & Poors: Может ли Россия отказаться от популистской бюджетной политики в отношении расходов?
"Ухудшение условий для проведения фискальной политики в России ограничивает возможности российского правительства, переживающего спад популярности", – говорится в новом отчете Standard & Poors "Может ли Россия отказаться от популистской бюджетной политики в отношении расходов?".
На протяжении последнего десятилетия правительство Российской Федерации использовало свои значительные возможности по расходованию бюджетных средств для решения или снижения остроты проблем и завоевания популярности среди электората. Однако антициклические расходы в период экономического кризиса 2008-2009 гг. свели на нет наблюдавшиеся в прошлом профициты бюджета, а замедление экономического роста и снижение цен на сырьевые товары будут ограничивать рост доходов правительства в последующий период. К тому же имеющиеся у правительства возможности – активы, накопленные в резервных фондах, приватизация государственных предприятий или заимствования на финансовых рынках – небезграничны и, на наш взгляд, могут быть использованы лишь для финансирования умеренного дефицита бюджета в долгосрочном плане.
"Все это создает более жесткие условия в период, когда популярность правительства находится на самом низком уровне за все время нахождения Путина у власти, – заявил кредитный аналитик Standard & Poors Кай Штукенброк. – Поэтому, на наш взгляд, существует риск того, что для решения политических задач руководство страны может, как и прежде, использовать дополнительные расходы".
Вместе с тем мы видим некоторые позитивные сдвиги в отношении управления государственными финансами. Одним из таких признаков является неоднократно подтвержденная приверженность правительства задаче балансирования бюджета к 2015 году. Другое свидетельство популистской бюджетной политики предстоящее введение нового бюджетного правила, которое увязывает расходы со средними долгосрочными ценами на нефть. Недавний возврат к практике пополнения Резервного фонда за счет заимствований в объеме, превышающем потребности правительства в финансировании, а также открытие доступа иностранным инвесторам на российский внутренний рынок государственных облигаций также должны увеличить возможности правительства по финансированию потенциального дефицита бюджета. Однако, учитывая уязвимость общественных финансов к колебаниям цен на нефть и растущее давление со стороны расходной части бюджета, которое обусловлено старением российского общества, наличие дополнительного фискального пространства необходимо.
"Поэтому мы полагаем, что сохранение гибкости за счет сбалансированности и даже профицита бюджета, поддержания резерва доступных активов, а также использования внутреннего рынка облигаций для финансирования дефицита имеют очень большое значение. Однако если увеличение возможностей бюджета будет использоваться для финансирования дополнительных (и, возможно, популистских) государственных расходов, то это повысит риски и уязвимость общественных финансов и может в итоге привести к понижению нашей оценки кредитоспособности России", популистской бюджетной политики подчеркнул Кай Штукенброк. Источник: Соб.инф.
|
|