Совет директоров Банка России 13 сентября 2012 года принял решение повысить с 14 сентября 2012 года ставку рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России на 0,25 процентного пункта, по сообщению департамента внешних и общественных связей Банка России.
Указанное решение принято в связи с ростом цен и инфляционных ожиданий, увеличивающим риски превышения среднесрочных ориентиров Банка России по инфляции, а также с учетом оценки перспектив экономического роста.
В августе и начале сентября рост инфляции продолжился и, по оценке, на 10 сентября годовой темп прироста потребительских цен составил 6,3%, превысив верхнюю границу целевого диапазона, определённого на 2012 год. Ключевую роль в повышении годового уровня потребительской инфляции сыграло ускорение роста цен на продовольственные товары и продолжившееся плановое повышение регулируемых цен и тарифов. Наблюдаемое ухудшение конъюнктуры мирового и российского продовольственных рынков с учётом оценок урожая основных сельскохозяйственных культур в текущем году остаётся существенным источником инфляционных рисков, особенно с учётом влияния указанных факторов на инфляционные ожидания. При этом в течение последних месяцев наблюдалось постепенное ускорение базовой инфляции, уровень которой в августе достиг 5,5%, что свидетельствует об усилении роли монетарных факторов в процессе формирования инфляции.
По оценкам Банка России, совокупный выпуск сохраняется вблизи своего потенциального уровня. В июле продолжилось снижение темпа роста инвестиций в основной капитал и произошло замедление годового темпа роста оборота розничной торговли. Вместе с тем наблюдается восстановление динамики промышленного производства и сохранение достаточно позитивных настроений производителей. Состояние рынка труда наряду с динамикой кредитования, темпы роста которого, несмотря на признаки стабилизации, остаются высокими, создаёт условия для сохранения устойчивости внутреннего спроса.
В дальнейшем Банк России продолжит мониторинг инфляционных рисков, развития внешнеэкономической ситуации и последствий ужесточения денежно-кредитных условий для российской экономики. При принятии решений Банк России будет ориентироваться на среднесрочные цели по инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамику инфляционных ожиданий.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести в первой декаде октября 2012 года.
Комментарий: есть знаменитое изречение: "Это хуже, чем преступление, это – ошибка". Когда кто-то совершает ошибку один раз – это ошибка. Когда кто-то совершает точно такую же ошибку второй, третий, четвёртый раз – это уже преступление.
Первый раз российский ЦБ совершил ошибку летом 2008 года, когда начал повышать ставку рефинансирования накануне кризиса. Практически сразу промышленное производство в России тогда начало снижаться. Тогда можно было списать действия руководство центрального банка на банальную ошибку. Ну, с кем не бывает? Нервничали граждане начальники. Были молодыми и неопытными. Постойте, кто был молодым и неопытным летом 2008 года? Председатель Центрального банка Российской Федерации Сергей Михайлович Игнатьев, занимающий эту должность с марта 2002 года? Или первый заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации
Алексей Валентинович Улюкаев, занимающий эту должность с апреля 2004 года? Ну, хорошо, недоглядели, недодумали. Ошиблись. С кем не бывает?
Второй раз эти граждане начальники "ошиблись" в ноябре 2008 года, дважды повысив ставку рефинансирования суммарно на 2% годовых. Напомню, что тогда, по данным независимого аналитика
Степана Геннадьевича Демуры, лишь две страны мира поднимали процентные ставки – Россия и Венгрия. Мировой экономический кризис был уже в самом разгаре. Международные рынки капитала для российских банков были плотно закрыты (даже забетонированы), в результате чего у наших банков наступил жесточайший кризис ликвидности. Зарубежные кредиторы вместо ожидаемых пролонгаций кредитов потребовали от российских банков вернуть все деньги. А ведь эти деньги были вложены нашими банками в различные проекты. Чтобы собрать требуемые суммы, требовалось время, а его как раз и не было. В панике наши банки прекратили кого бы то ни было кредитовать, плюс начали требовать от российских предприятий погашения ранее взятых кредитов. В поисках денег для закрытия дыр в балансах банкиры обратили свой взор на физических лиц. Начался безумный рост ставок по депозитам.
В этот самый момент граждане начальники из ЦБ дважды повышают ставку рефинансирования и прочие процентные ставки, сделав деньги более дорогими как раз в тот момент, когда их так катастрофически не хватает. Безумие? Да. Некомпетентность? Да. Результатом этого непрофессионализма стало самое большое среди 20 крупнейших стран мира падение ВВП в 2009 году.
В начале 2011 года эксперимент над российской экономикой повторился в третий раз. ЦБ РФ опять дважды повысил ставку рефинансирования и прочие процентные ставки. Результат не замедлил сказаться – настроение производителей стало быстро ухудшаться. Индекс PMI manufacturing по России просто рухнул, за 4 месяца скатившись в область экономической рецессии (смотри график
"Влияние динамики ставки рефинансирования на настроение российских производителей"). Причём, прошу заметить, что падать наш индекс начал до падения соответствующих индексов в США (смотри график
"Индекс PMI manufacturing США") и Еврозоне (смотри график
"Индекс PMI manufacturing стран Еврозоны"). Напомню, что индексы PMI являются опережающими индикаторами будущего состояния экономики. Если сегодня индекс PMI опустился ниже 50 пунктов, то через несколько месяцев экономика свалится в рецессию. Это прекрасно видно на примере Греции, экономика которой снижается уже несколько лет подряд со всё ускоряющейся скоростью.
И вот теперь настала "четвёртая часть Марлезонского балета". ЦБ РФ снова повысил ставку рефинансирования и прочие процентные ставки. Как и в 2008 году, сейчас наблюдается замедление мировой экономики. Везде. Вся Еврозона уже давно находится в зоне рецессии. США медленно, но верно приближаются к этой зоне. Прочие страны БРИК тоже не могут похвастаться ростом экономики. Как видно из графика
"Индекс PMI manufacturing стран БРИК", Бразилия и Китай уже находятся в зоне рецессии, а Индия медленно к ней приближается.
Итак, мировая экономика находится на грани экономического кризиса. Всё происходит точь в точь, как в 2008 году. Всё это мы уже видели однажды. Что за этим последует – абсолютно понятно для любого грамотного экономиста. Для любого, но только не для руководителей нашего ЦБ. Причём, они понимают, что на темпы роста инфляции они никак повлиять не могут. Они сами написали, что "ключевую роль в повышении годового уровня потребительской инфляции сыграло ускорение роста цен на продовольственные товары и продолжившееся плановое повышение регулируемых цен и тарифов". Цены на мировом рынке продовольствия не зависят от хотелок руководителей российского ЦБ. И рост тарифов естественных монополий также от них не зависит. Они это поняли ещё в 2011 году.
Ещё одно объяснение повышения ставок: "сохранение достаточно позитивных настроений производителей" является откровенной ложью. С июля по август эти самые настроения понизились на 1 пункт, вернувшись к июньскому значению в 51 пункт. От негативных настроений производителей отделяет всего 1 пункт. Эти настроения в лучшем случае нейтральные, но никак не позитивные.
Тогда зачем накануне мирового экономического кризиса поднимать ставки? Чтобы, опять, как и в 2008 году, российские предприятия и банки остались без дешёвых денег в тот момент, когда они более всего нужны? Чтобы ВВП России в 2013 году опять снизился сильнее всех среди 20 крупнейших стран мира?
Так и хочется спросить граждан Игнатьева и Улюкаева: "что, вам никак не удаётся уничтожить российскую экономику? Говорите, слишком живучая? А вы дустом её не пробовали травить?". Когда кто-то совершает ошибку в первый раз – это ошибка. Когда он совершает её во второй раз – это тенденция. Когда ошибка совершается в третий и четвёртый раз – это уже преступление. Когда же за преступлением последует наказание?