|
18.04.12/15:09 Некоторые банки научились ловить кибермошенников не хуже полиции
Преступники поняли, что уже неактуально грабить банки в шапках, надвинутых на лицо, и с оружием в руках. Сейчас они стараются мошенничать в киберпространстве и выбирают своей целью электронные платежи. Банки, естественно, пытаются этому противостоять. Кто-то успешно, кто-то не очень, но отдельные банки даже получают благодарности от МВД.
О масштабах деятельности злоумышленников говорит тот факт, что их жертвами стали даже клиенты "Сбербанка". Так, в середине марта крупнейший и старейший банк страны сделал заявление для РБК daily, что у его клиентов было похищено 10 миллионов рублей. В том же марте МВД сообщило о поимке преступной группы из восьми человек. Они систематически занимались хищениями денег через дистанционные системы обслуживания банков. В цифрах результат деятельности был таков: у клиентов примерно ста разных банков было похищено около 60 миллионов рублей.
60 миллионов – это относительно немного, если разбить сумму на сотню банков. И еще меньше – если разделить на всех пострадавших клиентов. Но надо понимать, что это только начало, цветочки, за которыми непременно будут поспевать ягодки. Увеличение противоправных действий, следующее за ростом количества проводимых операций как по пластиковым картам, так и в интернет-банке – закономерный результат. В этом плане российская тенденция полностью соответствует общемировой.
Преступников можно понять. Такой вариант наживы отличается особой привлекательностью, потому что не требует больших материальных затрат и не имеет территориальной привязанности. Ну, а главное, риски быть обнаруженными и разоблаченными сравнительно минимальны. Добавьте к этому потрясающую доверчивость и легкомысленность наших граждан, которые любят использовать нелицензионное программное и антивирусное обеспечение и предпочитают приобретать готовые организации с открытым счетом и подключенным интернет-банком. Почему-то, радостно покупая "фирму под ключ", приобретатель не задумывается, что ключи для доступа в интернет-банк и, соответственно, к его деньгам, могут остаться у продавца. И как тут не соблазниться возможностью легкой наживы?
Неудивительно, что банки, специализирующиеся на интернет-банкинге и расчетно-кассовом обслуживании, стали задумываться о противодействии и вышли на передовую борьбы с кибермошенничеством. Пионером среди них оказался "Банк24.ру", чей интернет-банк неоднократно получал звание "лучшего в России".
В июне 2011 года в "Банке24.ру" был создан специальный отдел расследования инцидентов, который объединил усилия с отделом фрод-мониторинга. Результаты деятельности впечатлили всех. С июня 2011 года по февраль 2012 года было пресечено более 250 попыток хищения денежных средств на расчетные счета, открытые в "Банке24.ру". В общей сумме было перехвачено свыше 300 миллионов рублей, ранее похищенных у клиентов других кредитных организаций. Особо отметим, что это были деньги не клиентов "Банка24.ру". Просто преступники, как и добропорядочные граждане, тоже ориентировались на удобный сервис и скорость операций, присущие "Банку24.ру", и выбирали его расчетные счета в качестве пристанища похищенных средств перед их "отмыванием". Но, уж конечно, они не рассчитывали, что высокий уровень сервиса обнаружится и в отличной работе отделов фрод-мониторинга и расследования инцидентов.
Кроме того, с помощью "Банка24.ру" удалось задержать более десяти преступников, в том числе тех, которые находились в розыске. Отдел расследования инцидентов успешно сотрудничал с силовыми структурами при расследовании уголовных дел и проведении доследственных проверок, помогал добывать доказательства преступлений. Также отдел регулярно информирует правоохранительные органы обо всех сомнительных операциях и действует в интересах защиты клиентов от мошенничества.
Стоит сказать об активной деятельности "Банка24.ру" в противодействии мошенничеству в сфере дистанционного банковского обслуживания с использованием информационных технологий. Специалистам банка удалось получить в свое распоряжение экземпляр "живого" вируса, который мошенники использовали для хищения средств клиентов банков. Механизм работы вируса был проанализирован, и благодаря этому удалось получить информацию о потенциальных целях мошенников среди клиентов банка. В результате преступления были предотвращены. За активное содействие в выявлении и пресечении данного преступления отдел по борьбе с правонарушениями в сфере информационных технологий главного управления МВД России по Свердловской области объявил благодарность руководству "Банка24.ру" и его сотрудникам. Эта благодарность составила достойную компанию другим благодарственным письмам от различных юридических лиц и их банков, написанных в тех случаях, когда тоже удавалось предотвратить хищения денежных средств.
Пример "Банка24.ру" вдохновил и других. Ряд банков, например, "Авангард", тоже создают собственные подразделения по борьбе с кибермошенничеством и тоже предотвращают хищения миллионов рублей – пока не сотен, как в "Банке24.ру", а десятков, но все же.
Направлений борьбы с кибермошенничествами пока два. Одно – это внедрение современной системы фрод-мониторинга, над чем сейчас работает "Банк24.ру". Эта система сделает борьбу с проведением сомнительных и противоправных операций более эффективной, она предполагает подробный и точный анализ сценариев мошенничества и будет интегрирована с информационными системами банка.
Второе направление – изменение действующего законодательства. К сожалению, банковские организации, обладающие крайне ограниченными полномочиями, на текущий момент фактически являются единственным звеном в противостоянии экономической преступности в сфере электронных платежей. В связи с этим "Банк24.ру" собирается выйти с соответственной законодательной инициативой и надеется, что банковское сообщество поддержит его. Источник: Соб.инф.
|
|