Совет директоров Банка России 29 апреля 2011 года принял решение повысить с 3 мая 2011 года ставку рефинансирования и процентные ставки по отдельным операциям Банка России на 0,25 процентного пункта, по сообщению департамента внешних и общественных связей Банка России.
Указанное решение принято в связи с сохранением высокого уровня инфляционных ожиданий, превышающих ориентиры по инфляции на текущий год, а также принимая во внимание неоднозначное воздействие, которое может оказать на российскую экономику развитие ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках. При этом учитывалось, что в условиях устойчивого профицита ликвидности в банковском секторе ключевое влияние на формирование ставок денежного рынка продолжат оказывать ставки по депозитным операциям Банка России. Кроме того, сужение интервала процентных ставок Банка России по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности будет способствовать повышению действенности процентной политики.
В апреле текущего года инфляционное давление остается значительным: на 25 апреля 2011 года темп инфляции в годовом выражении составил 9,6% (9,5% в феврале-марте). При этом продолжилось замедление роста потребительских цен в месячном выражении, в первую очередь цен на ряд продовольственных товаров, что свидетельствует о постепенном исчерпании эффекта шока внутренних цен на сельскохозяйственное сырье, поддержанного высокими темпами роста мировых цен на продовольствие. Вместе с тем, сохраняется значимая роль монетарных факторов в поддержании инфляционного давления.
В марте сохранялись разнонаправленные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей. Объем промышленного производства вырос по отношению к февралю, но темп его годового прироста немного снизился. Продолжилось сокращение уровня безработицы. Динамика инвестиций в основной капитал осталась слабой. Вместе с тем наблюдавшаяся в последние месяцы опережающая динамика оборота розничной торговли по отношению к доходам населения при увеличении активности кредитования физических лиц и замедлении роста вкладов населения указывает на вероятное снижение склонности населения к сбережению, что может стать фактором повышения инфляционных рисков.
Дальнейшие шаги по изменению параметров денежно-кредитной политики Банка России будут определяться соотношением рисков сохранения высокого инфляционного давления и замедления экономического роста, а также с учетом динамики внешнеэкономической ситуации.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, предполагается провести в мае 2011 года.
Комментарий: Удивительно, но можно почти без изменений повторить комментарий, сопровождавший предыдущее поднятие ставки рефинансирования в феврале 2011 года.
К сожалению, разум покинул руководителей ЦБ, хотя ещё в январе 2011 года казалось, что они, наконец, начали понимать, что ни на что (кроме курса рубля, да и то только в очень краткосрочном периоде) повлиять не могут. В распространённом пресс-службой ЦБ в конце января 2011 года пресс-релизе было абсолютно верно подмечено, что главными факторами ускорения темпов инфляции стало сезонным повышением тарифов на услуги естественных монополий и шоки предложения на мировых продовольственных рынках. Ни на тарифы, ни на мировой продовольственный рынок Банк России повлиять не может, поэтому повышение ставок в данных условиях абсолютно бессмысленно. Ускорение инфляции не определяется монетарными факторами, поэтому монетарное воздействие не приведёт к замедлению инфляции. Зато повышение ставок вполне способно убить крайне неустойчивый экономический рост. Казалось, что в Банке России это начали понимать.
Увы, надежда разбилась менее чем через месяц. Руководители Банка России решили второй раз наступить на те же грабли, что и в конце 2008 года. Напомню, что тогда, по данным независимого аналитика
Степана Геннадьевича Демуры, лишь две страны мира поднимали процентные ставки – Россия и Венгрия. К чему это привело? К максимальному среди крупных стран падению ВВП в 2009 году.
Складывается впечатление, что сейчас руководство Банка России хочет ещё раз обвалить экономику. Они сами признаются, что "В марте сохранялись разнонаправленные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей. Объем промышленного производства вырос по отношению к февралю, но темп его годового прироста немного снизился. Динамика инвестиций в основной капитал осталась слабой". И, тем не менее, повышают ставки.
В конце 2010 года несколько высших чиновников Банка России друг за другом озвучивали свои прогнозы по росту кредитного портфеля российских банков в 2011 году на 20–25%. Рост налогообложения фонда заработной платы и нынешнее решение Банка России о повышении ставок ставит жирный крест на этих прогнозах. Не будет никакого роста кредитования. Из-за роста налогов зарплаты снова начнут уходить в тень, и банки столкнутся с уменьшением числа потенциальных клиентов, которым они могут дать кредит. А сейчас к этой неприятности добавится рост ставок по кредитам, и спрос на кредиты со стороны населения снизится ещё больше. В итоге рост кредитования не превысит 10%, и то только в том случае, если в мировой экономике не произойдёт никаких катаклизмов.
А в это верится уже с большим трудом. Высокая цена на нефть неизбежно замедлит рост экономик всех стран мира, и это, рано или поздно, крайне негативно скажется на биржевых котировках ценных бумаг и сырьевых товаров. Если падение начнётся в 2011 году, то роста розничного кредитования может не быть вовсе. Обо всём этом руководители Банка России явно не думали. Интересно, о чём они на самом деле думали? И думали ли они вообще?