ОАО Акционерный коммерческий банк "Банк Москвы" ОАО "Банк ВТБ" (Санкт-Петербург) обменялись обвинениями в адрес друг друга с помощью пресс-служб.
Всё началось с распространённого утром пресс-релиза "Банка Москвы" о том, что решением заседания совета директоров "Банка Москвы" от 25 марта 2011 года Михаил Кузовлев отстранен от должности члена правления "Банка Москвы".
Через несколько часов пресс-служба ВТБ отреагировала заявлением президента-председателя правления ВТБ Андрея Костина:
"Я, как председатель совета директоров "Банка Москвы", не был уведомлен о предстоящем заседании совета директоров, на котором, якобы, должно было быть принято решение об отстранении от должности Михаила Кузовлева. Я не видел и не подписывал документы, свидетельствующие о том, что это заседание действительно состоялось, и такие решения были приняты. Ни один из представителей ВТБ или города Москва в совете директоров "Банка Москвы" также не получал подобной информации, что усиливает сомнения в том, что все необходимые процедуры были соблюдены.
В случае, если станет известно, что при принятии решения об отстранении Кузовлева были нарушены соответствующие процедуры, и менеджмент "Банка Москвы" осуществил, по сути, подлог, а решение совета директоров сфальсифицировано, оставляю за собой право обратиться в генеральную прокуратуру в связи с грубым нарушением законодательства".
Проходит ещё несколько часов, и следующий ход снова делает пресс-служба "Банка Москвы". В распространённом пресс-релизе говорится:
"Вхождение банка ВТБ в капитал "Банка Москвы" стоило акционерам последнего более 5 млрд рублей недополученной прибыли. Сопровождающая вхождение ВТБ в капитал "Банка Москвы" кампания негативно повлияла на темпы развития "Банка Москвы". Уже сейчас можно говорить о том, что прямые потери в виде недополученной в результате указанной кампании в 2011 году прибыли составят не менее 5 млрд рублей. Основной урон был нанесен темпам роста ресурсной базы и кредитного портфеля, который является главным источником доходов банка.
Кроме того, "Банк Москвы" отмечает значительное отвлечение человеческих ресурсов на подготовку материалов в рамках многочисленных проверок, которым банк подвергается в последнее время. Так, с ноября 2010 года в "Банке Москвы" проверки провели Банк России, Счетная палата РФ, Инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, УБЭП, Следственный комитет, Федеральная служба по финансовым рынкам, новые акционеры (ВТБ) и другие.
Подобное давление на одну из ведущих кредитных организаций страны демонстрирует уязвимость российской банковской системы в целом и оказывает негативное влияние на инвестиционный климат.
На глазах у всей общественности начинает разыгрываться грандиозный PR-спектакль. FinNews.ru рекомендует всем запасаться пивом и чипсами и занимать места в партере. Потому что выдвинутые обвинения явно не последние. Вот только не "Банку Москвы" жаловаться на давление после того, как у него были выявлены странности в практике выдачи крупных кредитов (смотри статью
"Над "Банком Москвы" сгущаются тучи"), а ВТБ начал жаловаться на непрозрачность и непонятность "Банка Москвы" (смотри статью
"Зачем ВТБ покупает "Банк Москвы"?").
На самом деле гигантское негативное влияние на инвестиционный климат оказывает не нынешние проверки, пусть даже и многочисленные, а отсутствие таких проверок раньше. Потому что отсутствие таких проверок раньше вызывает у всего инвестиционного сообщества опасения в политике двойных стандартов в поведении государственных силовых структур. Пока соответствующая команда не поступит, силовые структуры даже не шелохнутся. Зато после получения команды "Фас", все силовые структуры набрасываются на жертву словно пираньи. И от этого всё происходящее слишком сильно и отвратительно пахнет политическим заказом, а не желанием разобраться и наказать виновных.
И поскольку политика двойных стандартов российскими властями применяется уже не впервые, то уже не кажется удивительным фактический провал очередного этапа приватизации банка ВТБ. Сначала был снижен размер пакета акций, предлагаемых к продаже стратегическим инвесторам, с 20% до 10% от величины уставного капитала. А потом и цена продажи оказалась ниже существовавшей в тот момент на рынке. То есть даже уменьшенный вдвое пакет акций продать удалось с большим трудом, пришлось существенно уменьшать цену продажи акций. Хотя нельзя исключать и того, что провал приватизации ВТБ был вызван как раз его планами покупки "Банка Москвы". В уже упоминавшейся выше статье "Зачем ВТБ покупает "Банк Москвы"?" я высказал предположение, что
"что риски "Банка Москвы" столь велики, что было принято решение "спасти" банк заранее, во избежание ещё больших проблем для самого банка и всей российской банковской системы. Чтобы он не стал российским Lehman Brothers".