|
14.12.10/13:11 Золото-долларовый стандарт: 1 доллар ≈ 31,1034768 рублей
Взглянув на котировки драгоценных металлов на главной странице Банка России в середине прошлой недели, можно было наблюдать интересную картину – они в точности соответствовали долларовым котировкам на рынке. Это вызвало невольное удивление, так как Банк России публикует котировки в рублях за грамм, а котировки на рынке отражаются в долларах за унцию. При курсе рубля 31,1034768 за доллар, соответствующему весу тройской унции, котировки Банка России в точности совпадают с рыночными долларовыми ценами.
Оказывается, довольно любопытно рассмотреть феномен курса 31,1 рублей за доллар – исторически он выглядит как некий бенчмарк, которого Банк России, вероятно, придерживается при формировании золото-валютных резервов. За последние 10 лет периоды притока и оттока капитала, надувания и сжатия фондовых рынков совпадали с периодами отклонения от этого курса в ту или иную сторону (см. графики). Мы допускаем, что регулятору было известно, что золото недоценено, однако резервы страны в золоте на тот период достаточно малы. При этом регулятор, наблюдающий за движением капитала, стремиться достичь относительной стабильности денежной системы. Стоит ли перейти к золотому стандарту? Нет – поскольку основные мировые запасы золота уже находятся в обеспечении американской валюты, такой переход становится неосуществим из-за дефицита физического золота на рынке.
Альтернативное решение состоит в установлении квази-фиксированного курса к доллару и одновременно плавающего к золоту в рамках колебаний курса доллара к золоту. Когда доллар начинает снижаться в результате запуска печатного станка в США, инвесторы выводят средства в развивающиеся страны, в такие как Россию или Китай. Заемщики принимают инвестиции, рассчитывая закупить оборудование, выпустить на нем товары, экспортировать их и вернуть займы. В России после дефолта финансового и государственного сектора в 1998 году и угрозы дефолта корпоративного сектора и населения в 2008 году внутренние участники все тщательнее оценивают предел заимствований в рамках ожидаемой экспортной выручки. Тем не менее, избыточное предложение валюты периодически возникает, в этом случае оно соответствует притоку в резервы ЦБ. В дальнейшем дополнительная экспортная выручка соответствует оттоку капитала, а резервы изменяются, если только первоначальный капитал решит выйти из развивающейся страны. В свое время, когда капитал решает уйти сверх экспортной выручки, ЦБ снижает рубль к доллару, а возникшую разницу инвестирует в золото или альтернативные валюты. Помимо доходов от интервенций, регулятор получает безрисковую ставку на долларовые резервы, которые выплачиваются в виде прибыли государству или накапливаются в альтернативных валютах.
Безусловно, валюты развивающихся стран поначалу выглядят более волатильными и менее надежными, чем доллар. Но это возникает ровно потому, что есть дефицит золотых резервов. В условиях высокого доверия к доллару, все что требуется от регулятора, это поддерживать золото-валютный стандарт. Что произойдет, если доверие к доллару внезапно рухнет? Несложно предположить, на какие валюты перейдут инвесторы. Во-первых, это золото, во-вторых, это валюты стран, поддерживающие статус-кво своих валют к соотношению доллара и золота, а также в серебро, выступавшее в качестве расчетной валюты в период действия золотого стандарта. Источник: Аналитики "Банка Москвы"
|
|