Исследовательский холдинг "Ромир" и ОАО Национальный банк "Траст" (Москва) представляют результаты очередного этапа регулярного всероссийского исследования настроений малого и среднего бизнеса России (МСБ). Данные традиционно представлены в виде комплексного "Траст индекс МСБ", который включает оценку текущего состояния и ожиданий малого и среднего бизнеса. Настроения МСБ анализируются в целом по России, а также по сегментам (микробизнес, малый бизнес, средний бизнес) и в региональном разрезе.
В июне 2010 года впервые с начала кризиса "Траст индекс МСБ" зафиксировал преобладание положительных оценок над негативными у представителей малого и среднего бизнеса (101 и 105 пунктов соответственно).
Микробизнес, несмотря на существенную положительную динамику Индекса (+13 пунктов по сравнению с февралем 2010 г.) все еще в отрицательной зоне с 93 пунктами. Напомним, что положительная зона индекса начинается с отметки 100 пунктов. Консолидированный "Траст индекс МСБ", соединяющий в себе данные всех 3-х категорий бизнеса, также вырос до 97 пунктов (+15 по сравнению с февралем 2010 г.). Динамика со 2 квартала 2009 г. составила 27 пунктов.
"Постепенно выправляется в сторону плюса нацеленность бизнес-сообщества на кредитные средства и оценка уровня взаимоотношений с органами власти – именно эти показатели с началом кризиса просели заметнее остальных. Практически повсеместно наблюдается преобладание оптимистичных оценок перспектив развития над оценкой текущего состояния, что свидетельствует о том, что бизнес-среда готова к качественному росту", - резюмирует результаты исследования председатель правления банка "Траст"
Надия Наримановна Черкасова.
Рост индекса настроений в среднем, малом и микробизнесе является ожидаемым, так как посткризисный шок прошел и экономика России оживает. Данную тенденцию также фиксирует Росстат на протяжении трех последних кварталов подряд на базе данных преимущественно о крупных компаниях.
"Руководители среднего и малого бизнеса стали оценивать ситуацию более спокойно. Оценки текущего состояния все еще умеренно-негативные, а вот ожидания уверенно вошли в положительную зону. Доля компаний, рассчитывающих на рост инвестиций, почти в два раза превышает долю компаний, ожидающих их сокращения. Отчасти это связано с небольшим улучшением в сфере доступности кредитования среднего и малого бизнеса, - добавляет советник президента исследовательского холдинга "Ромир", президент гильдии маркетологов Игорь Березин, - Однако немаловажно отметить, что ситуация остается весьма неустойчивой. В этих условиях предприятия среднего и малого бизнеса особенно сильно нуждаются в поддержке со стороны федеральных и региональных органов государственной власти".
В целом, состояние среднего бизнеса устойчиво растет, как и комплексное самочувствие "малышей" (микро- и малого сегмента). При этом наиболее существенный рост индекса за год наблюдается в сегменте среднего бизнеса - на 33 пункта. Среди малого бизнеса показатель индекса со второго квартала 2009 г. также значительно вырос – на 28 пунктов, а в отношении микробизнеса – на 29 пунктов.
"Безусловно, положительные ожидания со стороны СМП связаны в первую очередь с оживлением индексов потребительской активности. Малый бизнес в основном получает доход от розничных продаж, а поскольку население постепенно переходит к более активному потреблению, то это сказывается позитивно на продажах, а еще больше – на ожиданиях бизнеса. Насколько эта тенденция устойчива – покажет уже третий квартал" - комментирует ситуацию Михаил Мамута, президент Российского Микрофинансового Центра (РМЦ).
Территориальный аспект
Наибольший рост положительных настроений по сравнению со 2 кварталом 2009 года наблюдается в регионах – "полюсах роста" (Ставрополье и Приморье - плюс 42 пункта), "опорных" регионах (Самарская, Новосибирская области) – плюс 30 пунктов, и регионах – "локомотивах" (Московская и Свердловская области) - плюс 27 пунктов.
В группе регионов с высокой положительной динамикой индекса бизнес чувствует себя более уверенно благодаря достаточному инвестиционному потенциалу (совокупности имеющихся в регионе производственных факторов и сфер приложения капитала) на фоне умеренного уровня риска, т.е. пониженной концентрации факторов, которые приводят к возможным инвестиционным потерям предприятий (политический, экономический, социальный и др.). При этом самый высокий показатель "Траст индекса МСБ" - 122 пункта, соответствующие докризисному уровню, зафиксирован в регионах-"полюсах роста".
Регионы – "точки роста" (Новгородская область, Бурятия) – пока демонстрируют незначительную положительную динамику Индекса (+ 6 пунктов) за счет роста текущего состояния МСБ, но это компенсируется общим высоким уровнем самочувствия бизнеса, зафиксированным на отметке 104.
В меньшей степени положительные настроения малого и среднего бизнеса повысились в "проблемных" регионах (Республика Марий Эл, Курганская область) – всего на 16 пунктов. Рост сдерживает, прежде всего, индекс текущего состояния – среди всех регионов в июне 2010 г. здесь он самый низкий - 65 пунктов. Это объясняется тем, что в группе "проблемных регионов" инвестиционный потенциал предприятий находится пока на низком уровне, а уровень риска потери инвестиций в экстремальном состоянии.
А в регионах с неопределившимися перспективами (Брянская область, Дагестан), в противовес общей тенденции к росту, зафиксировано снижение уровня индекса за год на 5 пунктов, произошедшее в первую очередь за счет падения индекса текущего состояния на 13 пунктов.