|
24.05.10/03:52 "Банк ВТБ" планирует в 2010 году реструктурировать не менее 30-40% от всей просроченной задолженности по кредитам среднему бизнесу. От этой операции могут выиграть все, кроме самого банка
ОАО "Банк ВТБ" (Санкт-Петербург) планирует в 2010 году реструктурировать не менее 30-40% от всей просроченной задолженности по кредитам среднему бизнесу, сообщил на пресс-конференции старший вице-президент банка Андрей Владиславович Киселев.
По его словам, реструктурирована будет просроченная задолженность тех предприятий, про которые банку стало понятно, что их бизнес жив, но этим предприятиям необходимо время для восстановления.
На первый взгляд кажется, что банк спасает предприятия, облегчая им кредитное бремя. Как это благородно со стороны банка в столь непростое время. Возможно, этот мотив и присутствовал при принятии такого решения. Но на самом деле, таким шагом банк помогает, прежде всего, самому себе. Посудите сами.
Срок действия временного порядка оценки кредитного риска по выданным ссудам (Согласно указанию ЦБ РФ № 2156-У, банки с 31 декабря 2008 года могли оценивать качество обслуживания долга по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности иначе, чем это установлено положением ЦБ РФ от 26 марта 2004 года № 254-П) заканчивается 30 июня 2010 года (первоначально срок действия временного порядка оценки кредитного риска по выданным ссудам был ограничен 31 декабря 2009 года). Будет ли он продлён ещё раз – неизвестно. Поэтому лучше сейчас воспользоваться законной возможностью реструктурировать просроченные кредиты, тем самым переведя эти кредиты в группу кредитов, качество обслуживания которых может быть признано хорошим. По "хорошим" кредитам нужно в гораздо меньшем размере начислять резервы на потери по ссудам. Следовательно, банк получит полное право распустить часть своих резервов.
Распустив часть резервов, банк получит целых две выгоды.
Во-первых, резервы вычитаются из прибыли. Поэтому, распустив часть резервов, банк автоматически увеличит свою прибыль на эту сумму. Инвесторы будут рады росту прибыли, тем более что мало кто поймёт, каким именно образом она была получена. Рост прибыли может благотворно сказаться на стоимости акций. В итоге все будут довольны: и предприятия, получившие более либеральный график погашения кредитов; и менеджмент банка, могущий получить премии за рост прибыли; и акционеры за счёт возможного роста курсовой стоимости акций банка.
Во-вторых, резервы вычитаются из капитала при подсчёте норматива достаточности капитала. Чем больше начислено резервов, тем меньше достаточность капитала банка при прочих равных условиях. Таким образом, распустив часть резервов сегодня, банк получит больше свободы действий в своей будущей кредитной политике – банк сможет проводить более рискованную кредитную политику. А если просроченная задолженность снова начнёт расти, банк сможет в будущем больше начислить резервов. Кто выигрывает в этом случае? Предприятия типа "Русала", уже сейчас находящиеся в долгах, как в шелках – они смогут получить от банка ещё немного кредитов; и менеджмент банка, отодвинувший значение достаточности капитала на несколько процентных пунктов от роковой черты в 10%, за которой может последовать отзыв лицензии.
Кто проиграет от этой реструктуризации? Сам банк. Он будет получать меньше процентного дохода, чем это было предусмотрено в первоначальном варианте кредитного договора. Таким образом, бумажный доход у банка увеличится, а реальный доход уменьшится. Пока нефть стоит дороже 70 долларов за баррель – это не представляет особой угрозы. А если цена нефти снизится ниже 50 долларов? ЦБ опять придется давать крупнейшим российским банкам беззалоговые кредиты, доходящие до 20%, а в некоторых случаях и до 30% активов? Источник: Соб.инф.
|
|