Из выступления старшего вице-президента "Банка ВТБ" Андрея Владиславовича Киселева на пресс-конференции стало понятно, на чём базируются ожидания банка по росту кредитования в 2010 году на 30%. Впервые об этих планах FinNews.ru стало известно на пресс-конференции Санкт-Петербургского филиала банка, прошедшей в апреле. Тогда эти планы показались слишком оптимистичными. Но тогда не было сказано, на чём основываются эти планы. Теперь банк рассказал об этом. ВТБ ожидает рост ВВП России в 2010 году на 4-5%. По данным банка, рост кредитования обычно превышает рост ВВП, поэтому в банке ожидают, что в 2010 году кредитование вырастет на 10-15%. В самом ВТБ темпы роста кредитования запланированы в 2 раза выше, чем по банковскому рынку в среднем, или на 30-35% по сравнению с 2009 годом. При этом 15% роста произойдёт за счёт существующих клиентов и ещё 15% роста – за счёт новых клиентов. Вроде всё стройно и логично – существующие клиенты будут расти вместе с рынком, а обогнать рынок банк планирует за счёт новых клиентов.
Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Кому в основном банк выдавал кредиты? По данным годового отчёта по МСФО, на конец 2009 года основными заёмщиками банка были: население – 17%, металлы – 16%, финансы – 14%, строительство – 11%, промышленное производство – 9%, торговля и коммерция – 7%. Каковы перспективы роста кредитования данных категорий заёмщиков?
Население
Спрос со стороны населения пока ещё не показывает признаки устойчивого роста. Например, по оценке Банка России,
"Расходы населения на покупку товаров и услуг" лишь в феврале 2010 года впервые за последние 12 месяцев показали минимальный прирост на 0,2% относительно провального кризисного февраля 2009 года. Такой мизерный прирост спроса со стороны населения (притом, что все предыдущие 12 месяцев спрос падал) лежит в области статистической погрешности и не может ещё считаться признаком окончания кризиса и роста кредитования. Другой график ещё более красноречив:
"Динамика кредитов и депозитов населения". С ноября 2008 года объём кредитов населению начал снижаться и продолжал снижаться по состоянию на 1 марта 2010 года. Население всё ещё не спешит тратить деньги, предпочитая их накапливать на чёрный день.
Металлургия
Председатель совета директоров ММК Виктор Рашников, выступая в мае 2010 года перед представителями правительства Челябинской области, заявил, что в стране и в мире прогнозируется спад производства. И это уже начинают ощущать металлурги. Так, на ММК в мае существенно снизились объемы отгрузки. Снижаются объемы заявок на сортовой металл, упал спрос на арматуру. Все это, по словам Виктора Рашникова, признаки того, что потребность в металле и в России, и в мире не восстанавливается. А это означает, что металлургам не потребуются кредиты на увеличение производства, для увеличения сырьевых и товарных запасов.
Торговля и коммерция
По данным ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России за январь-апрель 2010 года снизились на 13% по сравнению с январём-апрелем кризисного 2009 года (смотри график
"Продажи автомобилей в России в 2008-2010 годах"). Ни о каком бурном росте в автомобильной отрасли пока речь не идёт. В отчёте компании розничной торговли "X5 retail group" за 1 квартал 2010 года сказано: "Мы не видим улучшения в поведении потребителей в первом квартале 2010 года". То есть розница тоже ещё не вполне восстановилась. Таким образом, можно констатировать, что торговля также не увеличит спрос на кредиты.
Про строительную отрасль также пока ничего хорошего сказать нельзя. Итого, 51% заёмщиков банка вряд ли готовы в настоящее время увеличивать спрос на кредиты. Неужели банк рассчитывает, что остальные 49% заёмщиков будут брать кредиты, как говорится, "за себя и за того парня"? Для выполнения планов банка этим 49% заёмщиков придётся увеличить кредитование в банке на 30%. Насколько это реально?
Андрей Киселев в ходе ответов на вопросы сообщил, что по итогам 1 квартала банк увидел начало роста кредитного портфеля. При этом в начале квартала было снижение, потом точка перегиба, а в конце квартала рост. То есть целый квартал фактически можно вычеркнуть из планов банка по росту кредитного портфеля.
С привлечением новых клиентов также возникают вопросы. Вспомним, что 15% роста кредитного портфеля должно произойти за счёт существующих клиентов и ещё 15% роста – за счёт новых клиентов. Судя по этим цифрам, банк планирует удвоить число клиентов. При этом Андрей Киселев честно признал, что продуктовый ряд у крупных российских банков совпадает, поэтому банк будет делать упор на рост качества работы с клиентами. Но в последнее время все банки говорят о том же. И зачем тогда клиенту "менять шило на мыло"? Непонятно.
В итоге, банку так и не удалось развеять сомнения в обоснованности своих планов по увеличению кредитного портфеля в 2010 году на 30%. Более реальной может оказаться цифра 15%. Не исключён и вариант, когда 5% роста кредитного портфеля будет казаться подарком небес.